Торнадо, Тигры и УАЗы для ОМОНа и спецназа
На службе Внутренних войск стоит группа автомобилей, предназначенных для решения очень специфических задач. Они применяются во время проведения контртеррористических операций, либо для предотвращения и локализации массовых беспорядков. На выставке Интерполитех эти машины стоят в экспозиции Спецтранспорта МВД, так что в день Внутренних войск рассказать о них вполне уместно.
Начну я с машин СПМ-1 (ГАЗ-233034) и СПМ-2 (ГАЗ-233036) «Тигр». Разработанный в конце 1990-х годов ГАЗ-2330 «Тигр» первоначально создавался как многоцелевая армейская машина. Однако интерес к нему сразу же проявили Внутренние войска. Для передвижения подразделений ОМОН и ВВ МВД России в «горячих точках» на тот момент использовались стандартные военные бронетранспортеры и разведывательно-дорожные машины. Обеспечивая достаточную защиту экипажа, они имели недостаточный обзор и маневренность, их десантные отделения отличались теснотой, да и стоимость военных машин была велика. Кроме того, боевая техника не вписывалась в разрешенный ПДД габарит по ширине, и возникали проблемы при ее движении по дорогам общего пользования, особенно в местности, где не объявлено военное положение.
Нижегородский «Тигр» оказался идеальным решением проблемы. Он сочетал в себе проходимость вездехода, защиту бронетранспортера и вместительность микроавтобуса. К середине 2000-х, совместными усилиями НПО «Спецтехника и связь» (СТиС) и завода ГАЗ на базе «Тигра» были созданы два бронированных автомобиля, получившие обозначение СПМ (специальная полицейская машина). Различаются они классом бронирования кузова: СПМ-1 соответствует третьему классу, СПМ-2 пятому. Оба варианта имеют монолитный бронированный кузов с боковыми бойницами и люками в крыше (у СПМ-1 один, у СПМ-2 два). В кузове предусмотрены места для девяти бойцов, а также для боеприпасов и оружия. Скорость бронированных «Тигров» достигает 120км/ч, полная масса равна 7200 кг у СПМ-1 и 7500 кг у СПМ-2. Автомобили СПМ приняты на вооружение подразделений МВД России в 2007 году.
СПМ-1
СПМ-2
СПМ-2 в камуфляжной окраске, Интерполитех-2011
Штурмовой автомобиль Абаим-Абанат создан на базе СПМ-1, первый публичный показ состоялся в 2009 году на выставке Интерполитех. Этот автомобиль предназначен для преодоления препятствий и проникновения штурмовой группы в здания на уровне второго и третьего этажа при проведении спецопераций. На крыше машины смонтирована раскладывающаяся лестница-трап, управляемая из кабины водителя. На торцевой секции трапа оборудованы крепления для трех штурмовых щитов. Для выполнения разградительных работ, Абаим-Абанат комплектуется дисковым резаком с приводом от бензинового двигателя, аппаратом плазменной резки и комплектом гидравлического инструмента. Для быстрого доступа на крышу машины, задняя стенка кузова и двери оснашены скобами-ступеньками с противоскользящим покрытием.
Специальная инженерная машина Торнадо на шасси Урал-4320 производства Техника-ПП была впервые показана на форуме «Технологии в машиностроении» в Жуковском в 2010 году. Эта конструкция сочетает в себе возможности водомета, пожарного автомобиля и инженерной машины. Четырехместная кабина имеет бронирование по второму классу. Периметр машины защищен системой собственного пожаротушения. Комбинированный пожарный ствол может использоваться как для тушения пожаров, так и в качестве водомета. Не для разгона толпы (хотя и такое возможно), а для разрушения препятствий и баррикад, препятствующих движению автомобиля. Для этих же целей в передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. А для разбора совсем уж непроходимых завалов, в задней части Торнадо имеется гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью на максимальном вылете стрелы 1200 кг. Привод насоса системы пожаротушения осуществляется от автономного двигателя, установленного в кузове. Помимо всего, на Торнадо имеется система отстрела светозвуковых и слезоточивых гранат. А чтобы сам экипаж не пострадал от действия защитных составов, кабина сделана герметичной и оборудована фильтро-вентиляционной установкой. Обратите внимание: на снимках две машины, одна ТВМ-овская, другая с Интерполитеха 2011 года. Водометный ствол на второй машине гораздо более мощный, явно рассчитанный на борьбу не только с пожарами.
Обеспечение собственной безопасности транспортных и специальных машин во время проведения спецопераций — задача трудное. Один из вариантов решений был предложен ООО «СРПО СНЭВ». СНЕВ расшифровывается как «Система Нелетального Электрошокового Воздействия». Принцип работы системы следующий. По периметру автомобиля на нескольких уровнях устанавливаются токопроводящие молдинги, по которым распространяются высоковольтные импульсы. Работает система так же, как обычный электрошок. Любой желающий взять приступом машину, оборудованную такой защитой, получает сильный электроразряд и успокаивается минут на 20-30. Обычный УАЗ-3962, оснащенный электроимпульсной защитой СРПО СНЭВ, был показан на выставке Интерполитех в 2008 году.
Не машина, а прицеп, но все равно имеет полное право на рассказ о нем в этой статье. Установка «Заградитель» смонтирована на шасси двухосного автомобильного прицепа и предназначена для быстрой установки препятствия в виде спиралей колючей ленты при несанкционированном передвижении группы людей по дорогам и автомагистралям. В качестве основного тягача используется автомобиль УАЗ. На прицепе грузоподъемностью 2 тонны размещен контейнер с тремя спиральными нитями колючей ленты, связанными между собой в виде трехгранной призмы, и консоль для развертывания заграждения в «боевое» положение. Одного контейнера хватает для установки заграждения длиной 100, высотой 1,7 и шириной 1,8 метра. При работе со сменой контейнеров, за час можно установть до 30 километров такой колючей преграды. Производит такую установку ООО «Глебовский механический завод».
На этот раз всё. Темой следующей статьи будут машины для перевозки личного состава Внутренних войск и спецподразделений МВД.
Другие статьи о выставке Интерполитех можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два