Российские водометные автомобили: история рождения
Несмотря на то, что водометные автомобили появились в полиции многих стран еще до Второй Мировой войны (впервые — в 1930 году в Германии), промышленность СССР такую технику не выпускала. Наоборот, фотографии полицейских водометов в советской прессе использовали для показа ужасов капиталистического мира. Однако после распада СССР потребность в водометах возникла и в России…
Водометный автомобиль, в первую очередь, является сильным средством психологического воздействия. Использование водомета против вооруженных групп бессмысленно, несмотря на броневую защиту кабины и кузова. А вот охладить (и в прямом, и в переносном смысле) головы разгоряченных хулиганов этой машине вполне под силу. Появление такого бронированного монстра практически всегда сводит на нет воинственный пыл желающих покуражиться личностей, зачастую угрожающих своими действиями здоровью, а иногда и жизни простых граждан. За все время службы в московском ОМОНе водометы ни разу не применялись по назначению, хотя время от времени присутствовали в качестве «превентивной меры» на различных массовых мероприятиях. Например, во время проведения крупных футбольных матчей, когда толпы разошедшихся фанатов команд были готовы пойти «стенка на стенку» друг против друга. Однако ни один матч, во время которого у стадиона дежурили водометы, не закончился фанатским погромом. Никому не захотелось оказаться под импровизированным душем…
Хотя при всей кажущейся гуманности, струя воды, вылетающая из ствола под давлением около 10 атмосфер — достаточно грозное средство воздействия. На дистанции 25-30 метров она сбивает с ног человека, не причиняя ему вреда, а вот при «выстреле» метров с пяти может очень серьезно покалечить. Поэтому операторы водометных установок проходят специальную подготовку. Их главная задача — не подпускать толпу к машине на близкое расстояние, а при критическом сокращении дистанции использовать водомет запрещено. Помимо емкостей для воды, многие водометы имеют баки для краски (концентрат на свекольной основе подмешивается в воду, чтобы помечать чересчур активных зачинщиков беспорядков) и для слезоточивого газа (тоже подмешивается в воду). К слову — во внерабочее время водомет может очень эффективно применяться на тушении пожаров, поэтому многие машины имеют еще и бак для пенообразователя.
Собственной безопасности водометного автомобиля также уделено немало внимания. Большая машина является прекрасной мишенью для камня, а то и бутылки с зажигательной смесью. Поэтому все стекла на водомете защищены решетками, а по периметру машины смонтированы форсунки системы пожаротушения. Дополнительные форсунки установлены над колесами машины - ведь поджечь резину во время беспорядков проще всего. А тех, кто пожелает штурмовать водомет приступом, остановит выпущенное через форсунки облако перцового газа, которое не даст подойти к водомету ближе чем на метр. Подача воздуха в кабину при этом будет вестись через автономную фильтрационную установку. На совсем уж крайний случай, российские водометные автомобили имеют систему для отстрела светозвуковых и слезоточивых гранат.
Как уже говорилось выше, в СССР водометные автомобили не выпускали. Поэтому потребность в них сначала удовлетворяли за счет импорта. После нескольких неудачных попыток переделать в водометы пожарные автомобили и «поставить на довольствие» разработки стран бывшего социалистического лагеря, внимание все-таки переключили на продвинутые конструкции вчерашних буржуазно-демократических противников. Перед вами — водометный автомобиль одного из мировых лидеров в этой области, израильской фирмы Beit Alfa Technologies Ltd, модель RCU 6000- 1 RU на полноприводном шасси Mercedes-Benz Axor 1828. Цистерна емкостью 6000 литров, экипаж 2 человека. Два ствола — верхний и нижний, производительность насоса 46 л/с, максимальная дальность струи 60 метров. Бронезащита соответствует классу 2А. Странно, но машина не имеет отдельных форсунок для тушения колес, хотя по периметру кузова они установлены.
Первым российским серийным водометом (опытный белорусский Тайфун-К на шасси МЗКТ считать не буду) стал АБС-40 Лавина на шасси БАЗ-6953 Брянского автозавода. Машину разработал Дмитровский опытно-экспериментальный завод, первый показ состоялся в 1990 году. В качестве базового шасси использовался артиллерийский тягач с колесной формулой 8×8, приводимый в движение двумя двигателями КамАЗ-740. Машина оснащалась цистерной для воды емкостью 10000 литров, двумя верхними и двумя нижними лафетными стволами с дальностью струи 60 и 30 метров соответственно. Привод насосной установки осуществлялся от собственного двигателя ЗиЛ. Машина имела автономную систему пожаротушения. В 1994 году появился модернизированный вариант Лавина-М, объем цистерны на которой уменьшили до 8000 литров, что позволило установить дополнительное оборудование. На машине появился передний отвал для преодоления завалов и баррикад, 35-литровый бачок для спецсредств и 50-литровая емкость для пенообразователя, два верхних гранатомета для отстрела слезоточивых и светозвуковых гранат, три бортовые системы отстрела боеприпасов (слезоточивых или с резиновыми пулями), кормовая установка дымовой завесы, система защиты периметра слезоточивым газом. Хотя машина и стала Лауреатом выставки Интерполитех, в 2005 году она проиграла конкурс на дальнейшее производство разработке Варгашинского завода. Лавина выпускалась на шасси военного тягача (в основном — «уволенных в запас» и отремонтированных автомобилей) и в транспортный габарит по ширине никак не вписывалась. Следовательно, ее применение в городских условиях было крайне ограничено, и должного эффекта не принесло бы. Интересная особенность: на одной из фотографий видно табличку-памятку о работе системы регулировки давления в шинах, сохранившуюся от военной службы базового шасси.
А вот и тот водомет, которому Лавина проиграла в конкурсе. Разработан он на Варгашинским заводе противопожарного и специального оборудования (ВЗППСО) совместно с ГУ НПО СТиС МВД России. Официально этот водометный автомобиль обозначался как ЛУВР-9,0-60 (532362) модель 100БВР, хотя более известен под именем Лавина-Ураган. В качестве базового шасси использован серийный Урал-532365, так что с транспортными габаритами у этой машины все в порядке. Водомет оснащен цистерной для воды на 9000 литров, баками для красящих и активных веществ, двумя основными и двумя вспомогательными стволами, дополнительным дизелем для привода насоса. Экипаж из четырех человек (как и на Лавине) размещается в бронированной по классу 2А кабине с фильтровентиляционной установкой. Безопасность расчета обеспечивается системами пожаротушения и газовой защиты. Однако, несмотря на соответствие транспортным габаритам, Лавина-Ураган оказалась неповоротливой для городских улиц. Радиус поворота машины равен 14 метрам, что исключает свободное маневрирование на улицах. (Предсерийный образец, впрочем, был еще более «неуклюжим»).
Помимо того, полноприводный четырехосник весьма прожорлив, и за один боевой выезд способен «скушать» лимит солярки целого боевого подразделения. В общем, у ВЗППСО были все предпосылки для создания более компактной и экономичной машины.
И она вскоре появилась. В 2007 году ВЗППСО продемонстрировал водометный автомобиль Шторм АСВ-6,0-30 (53605) модель 110ВР на двухосном шасси КамАЗ-53605. Более компактный, а следовательно и маневренный (8 метров в длину против 11 у Лавины-Урагана), обладающий меньшей массой (18,6 тонн против 26,1 соответственно), этот автомобиль гораздо более подходит для применения в условиях городской застройки. Цистерна для воды вмещает 6000 литров, баки для активных веществ, пенообразователя и краски — по 60 литров каждый. Автомобиль оснащен двумя лафетными стволами, верхним и нижним, с дальностью подачи 50 и 30 метров соответственно. В ходе многочисленных испытаний выяснилось, что если Шторм и уступает зарубежным аналогам по дизайну и качеству сборки, то по основным «боевым»характеристикам ничем не хуже, а может, и лучше.
Однако конструкторы из Варгашей не остановились на Шторме, и в 2010 году показали еще более компактный водомет на шасси ГАЗ-33106 Валдай, получивший имя Гроза АСВ-2,0-20 (3310) модель 120ВР. Достаточно компактный, очень маневренный и быстроходный, он должен стать оптимальным решением в тех ситуациях, когда гонять большой водомет нет никакого смысла. Как пошутил один из коллег, идеальная машина «для разгона пьяных драк на деревенских танцплощадках». Цистерна для воды вмещает 2000 литров, баки для активных веществ и краски по 20 литров каждый и бак для пенообразователя 30 литров. Автомобиль оснащен верхним лафетными стволом с дальностью подачи 50 метров и автономным двигателем для привода насоса.
В статье использованы фотографии, сделанные на выставке Интерполитех в 2007—2010 годы.
Другие статьи о выставке Интерполитех можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два