Подарок Сталину от чешских рабочих Aero Minor, или пропавшая реликвия
Одной из «жемчужин» Олдтаймер-Галереи в Сокольниках была малолитражка Aero Minor — подарок чешских рабочих Иосифу Сталину к 70-летнему юбилею. Долгое время эта машина считалась утраченной.
Первым делом, первым делом — самолеты…
Малолитражка Aero Minor выпускалась с 1948 по 1951 год на заводах LET Letecke Zavody в Праге. Разработка машины началась еще во время войны, втайне от немецких оккупационных властей, на мотоциклетном заводе Jawa. Там же и рассчитывали выпускать ее после победы.
Однако по окончании войны Чехословакия взяла курс на социалистическое развитие и плановая экономика разрушила планы конструкторов. Заводу Jawa предписали делать только мотоциклы, а производство Минора передали концерну LET Letecke Zavody.
Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое (нужное вписать)
В 1949 году, в связи с празднованием 70-летия Генерального секретаря ВКП(б) и председателя Совета министров СССР Иосифа Сталина, все трудящиеся стран соцлагеря считали своим долгом отправить вождю мирового пролетариата подарки. Поддержали эту инициативу и чешские автостроители. Товарищу Сталину подарили три автомобиля специальной сборки: Tatraplan, Skoda 1101 и Aero Minor.
Подарок Сталину имел заводской номер 9531, собирался во внерабочее время, а все материалы для него были добровольно оплачены рабочими завода Rudy Letov, трудившимися ради этого на субботниках в колхозах. Для подарочного автомобиля были спроектированы новая облицовка радиатора и изящные бампера, изменены панель приборов и рулевое колесо. Кузов был украшен многочисленными хромированными элементами, а задние колеса закрыты щитками. Машина оказалась уникальной — второго такого эксклюзивного Минора больше никогда ни для кого не сделают. Готовый Aero Minor был выставлен для обозрения в Выставочном дворце в Праге вместе с другими подарками Сталину. По данным статистики, за восемь дней работы выставки ее посетили более 80,000 человек.
В Москве Aero Minor, вместе с другими предметами технической тематики, отправили в Политехнический музей, где 26 декабря 1949 года открылась выставка «Жизнь и деятельность И.В.Сталина». Однако после смерти вождя выставочно-юбилейный ажиотаж поутих, и Минор сначала убрали в запасники, а потом и вовсе передали в Городской отдел здравоохранения. В 1955 году автомобиль оказался на балансе одного из московских родильных домов, где проработал несколько лет, после чего был списан и продан в частные руки. Здесь след машины терялся, и долгие годы она считалась утраченной.
Однако, как писал Михаил Булгаков, рукописи не горят. Сделанный вручную Минор внезапно нашелся, и это событие вызвало сенсацию в мире автомобильного антиквариата. Новость о нахождении подарка Сталину облетела интернет, попала на страницы газет и журналов, стала сюжетом телевизионных сообщений. К чести нынешнего владельца, он отверг все предложения о продаже машины в Чехию, и исторический Минор остался в России.
Сорок лет в неизвестности
Вот что рассказывает о пост-горздравовской судьбе Минора Владимир Алексеевич Базаров, владелец машины в 1972—2013 годы.
«В 1972 году я работал главным инженером одного из совхозов Калининской, ныне Тверской области. По роду службы мне была необходима хоть какая-то машина, но купить авто в СССР было огромной проблемой. К тому же, денег у меня было всего 2 тысячи (госцена новых Жигулей превышала шесть), а за такую сумму я мог рассчитывать только на сильно подержанный импортный авто, попавший в страну после войны. В конце-концов, мне попалось объявление о продаже Минора. Встретился с владельцем, мы сговорились о цене, и поехали оформлять покупку. Кстати, именно этот человек мне первый раз сказал мимоходом, что автомобиль принадлежал Сталину. Не для того чтобы набить цену, а так, к слову. Еще он сказал, что получил его у человека, купившему машину в Горздраве. Так что я буду третьим владельцем после Сталина. Я естественно не поверил… А когда перегонял машину из Москвы, помял переднее крыло. Для рихтовки крыло надо было срезать, а потом снова приваривать. Завод-то был авиационный, вот и использовал технологии, прямо скажем, не автомобильные. Так вот сварщик, занимавшийся срезкой-приваркой, меня после и спрашивает — а знаешь, что машина у тебя не простая, подарок Сталину. Знаю, — говорю, — а ты откуда узнал? А оказалось, что во внутренней полости крыла рабочие завода листок из блокнота приклеили, с поздравлением Сталину… Полость закрытая, грязь туда не попадает, иначе листок столько времени не сохранился бы. Ну и я его трогать не стал. Ездил я на Миноре до 1975 года, после чего наша семья переехала в Ардатов.
А после случилось так, что семья осталась в Ардатове, я переехал на другое место, и машина простояла все эти годы у жены в огороде, под навесом. Сыновья зимой с нее как с горки катались. А о записки в крыле я никому до последнего времени не рассказывал — в семидесятые-восьмидесятые годы это было как-то неважно, а в 90-е стало просто опасно. Только когда сын стал взрослым, я ему рассказал. А летом 2013 года продал машину реставрационному центру „Автонаследие“. Такому автомобилю место не в огороде, а в музее!»
А вот что говорит руководитель реставрационного центра «Автонаследие» АндреЙ Беляев: "При разборке автомобиля были выявлены особенности и конструктивные сложности данной модели, усугубленные штучностью изготовления заказного автомобиля. При штудирования каталогов, архивных фотографий и переписке с чешскими почитателями «Минора» оказалось, что сначала на заводе собирали деревянный каркас, а уже прямо на нем вели сварку кузова, причём газом. Корни этой необычной технологии лежат в авиационном прошлом завода. Решить вопрос с деревом удалось, несмотря на существенные повреждения от влаги и времени.
Когда машину привезли к нам в мастерскую, возникло ощущение начала трудного, но очень интересного этапа в жизни. Даже совпало название мастерской с тем ржавым предметом, что по наследству достался нам, потомкам, и с которым теперь придется провести долгие часы кропотливого труда».
После пескоструйной обработки кузов Минора имел довольно неприглядный вид. Все что скрывали обшивки и ковры – ушло, фактически весь кузов по нижней кромке подлежал полному восстановлению. С помощью специального оборудования были изготовлены новые панели пола, недостающие и утраченные части, созданы заново и подогнаны элементы деревянного каркаса. Постепенно машина стала вновь обретать узнаваемые черты. Из Чехии были доставлены уникальные запчасти и сегодня «Минор» уже готов в металле, сейчас ведутся работы с его шасси.
А ты пиши мне письма мелким почерком поскольку места мало в рюкзаке…
К сверкающему лаком и хромом подарку вождю всех народов прилагалось официальное поздравление от рабочих завода: «Дорогой товарищ Сталин! Поздравляем Тебя с 70-летием и желаем Тебе крепкого здоровья, чтобы Ты ещё долгие годы вёл трудящихся всего мира к социализму. Клянёмся Тебе, что и мы, трудящиеся завода Rudý Letov, горячо верящие в истинность и несокрушимость марксистско-ленинского учения, будем строить социализм в нашем дорогом отечестве под руководством Коммунистической партии Чехословакии во главе с Твоим учеником, нашим президентом товарищем Клементом Готвальдом».
Но в процессе реставрации Минора обнаружились и два неофициальных послания от рабочих завода Rudý Letov, спрятанные в самом автомобиле. Внутри правого переднего крыла нашлась записка на листке бумаге, приклеенном на металл: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР».
А на обратной стороне дверной обшивки правой двери сделана надпись карандашом на картоне: «Товарищу Сталину привет и подарок к 70 годовщине рождение рабочие Чехословакии».
Эти драгоценные послания, позволяющие нам переосмыслить «непротокольное» уважительное отношение чешских рабочих к Сталину, а в его лице и к СССР, бережно извлекли и отправили на реставрацию в Музей книги.
Второе письмо, написанное карандашом на «карте» двери, сохранилось гораздо лучше, но, поскольку было принято решение сохранить салон автомобиля, основная борьба реставраторов шла за спасение обивочной ткани, приклеенной к «карте» с лицевой стороны.
А вот первое письмо чехословацких рабочих было написано простым карандашом на листке, вырванном из блокнота и приклеено «намертво» к металлу внутренней полости крыла автомобиля. К реставраторам документ поступил именно в таком виде – вместе с фрагментом автомобильного кузова.
Через 64 года после написания, письмо имело весьма плачевный вид: бумага была не прочнее сухого крылышка бабочки, провисевшей много лет в гербарии, даже осторожные прикосновения приводили к риску растрескивания и потери фрагментов.
Как положено при научной реставрации бумажных документов, прежде всего было проведено всестороннее исследование письма: физико-химический и биологический анализы, по результатам которых реставраторы определили методику дальнейших работ. Пришлось отказаться от метода влажной отклейки и промывки документа – старая бумага этого бы не выдержала. Отделение бумаги от металла проводилось с помощью тончайшего, буквально «волосяного» скальпеля. Затем были удалены поверхностные загрязнения, проведено разглаживание и отпрессовка. Следующий этап работ – сращивание порывов и подклейка утраченных фрагментов, причём не в виде «заплат», а встык. В завершение документ прошёл операцию тонирования, придавшую ему законченный вид. На протяжении всего процесса проводились фотофиксации.
Сложнейшую работу выполнила реставратор Музея книги Елизавета Титова.
Другие статьи об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
В статье также использованы фотоматериалы с презентационного диска Олдтаймер-Галереи
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два