Экскурсия в музей мотоциклов на ВВЦ
В январе этого года, на территории Всероссийского Выставочного Центра в Москве, открылся музей мотоциклов «Ретро Мото». Основу его экспозиции составила частная коллекция реставратора Александра Куксенко.
Первоначально располагавшийся в шатре рядом с павильоном «Культура», позднее музей переехал и сейчас находится в павильоне №2, слева от фонтана «Дружба народов». Этому можно только порадоваться, поскольку для мотоциклов полувековой давности, а то и старше, лучше находиться в нормальном помещении, чем в палатке, пусть даже и отапливаемой.
Вход в музей платный, 200 рублей, но я не жалею потраченных денег. В пяти залах расставлены 18 мотоциклов, к ним можно спокойно подойти со всех сторон и рассмотреть во всех подробностях. В залах достаточно светло, так что никаких проблем ни с осмотром, ни с фотосъемкой не возникает. Хотя машины находятся в нереставрированном состоянии, это ничуть не снижает впечатления от посещения музея. Наоборот, интересно посмотреть, в каком состоянии попадают к реставраторам редкие, а зачастую и уникальные экземпляры. В общем, если у вас будет возможность — рекомендую зайти, а пока предлагаю посмотреть сделанные мной снимки. Сопроводительный текст взят с табличек, находящихся рядом с мотоциклами.
К-125
Легкий одноместный дорожный мотоцикл с двухтактным двигателем. Выпускался Заводом имени Дегтярева с 1946 по 1961 год. Был создан на основе мотоцикла DKW RT-125 с использованием немецких чертежей. С 1951 года выпускалась модернизированная версия К-125М.
К-125М
Модернизированная версия К-125, отличавшаяся в первую очередь установкой телескопической передней вилки с гидроамортизаторами взамен параллелограмной. Выпускалась с 1951 по 1955 год, когда ей на смену пришла модель К-55.
ИЖ-350
Первая послевоенная модель Ижевского завода. Выпускалась с 1946 по 1951 год. В основе конструкции — DKW NZ-350, оборудование для производства которого было вывезено из Германии в счет репараций. Общий объем выпуска 127,090 мотоциклов.
ИЖ-49
Выпускался Ижевским заводом (ИЖ) с 1951 по 1956 год. Сменил на конвейере ИЖ-350. Выпускался как в одиночном варианте, так и с боковой коляской. Сухой вес одиночного мотоцикла с задним сиденьем 150 кг, скорость 90 км/ч. Объем топливного бака 14 л. Общий объем выпуска 507,603 мотоциклов.
М-72
Тяжелый мотоцикл, выпускавшийся с 1941 по 1960 год. Производством были заняты заводы ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград) и КМЗ (Киев). Первоначально предназначался для военных нужд и до середины 1950-х годов в свободную продажу не поступал. Общий объем выпуска 8,500 мотоциклов.
Днепр К-750
Тяжелый дорожный мотоцикл Киевского мотоциклетного завода (КМЗ). Был рассчитан на эксплуатацию с боковой коляской. К-750 является наследником М-72, с более мощным (26 л.с.) и экономичным двигателем. На этих мотоциклах советские спортсмены неоднократно побеждали в мотогонках, в том числе и международных (ГДР). С 1958 по 1967 год выпущено более 100,000 экземпляров К-750.
Минск М-105
Легкий двухместный дорожный мотоцикл Минского мотоциклетно-велосипедного завода ММВЗ (ныне ОАО «Мотовело»). Выпускался с 1967 по 1971 год. Одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 123 см мощностью 7 л.с., 4-ступенчатая коробка передач с ножным переключением, цепной привод на заднее колесо. Скорость 80 км/ч.
DKW KS-200
Фирма DKW была одним из лидеров немецкого довоенного мотопрома и выпускала широкую гамму мотоциклов с двухтактными двигателями. Модель KS-200 появилась в 1936 году как развитие серии двухсоткубовых мотоциклов SB и являлась облегченной версией модели SB-200. По сравнению с SB-200, позиционировавшемуся как туристический мотоцикл, бензобак у KS-200 был меньшего объема. А вот двигатели обейх моделей были одинаковыми: двухтактные, 200-кубовые, мощностью 7 л.с... Рама была традиционной для DKW конструкции — сварная из штампованных профилей. Для своего времени KS-200 считался неплохим спортивным мотоциклом, а основными его покупателями были молодые люди, любящие быструю езду. Выпуск его продолжался до 1940 года. С началом войны все мотоциклы Германии были призваны на военную службу, однако на фронте KS-200 не использовался. Его рама, рассчитанная на движение по автобанам, оказалось откровенно слаба для фронтового бездорожья.
NSU OSL-201
Мотоцикл еще одного ведущего мотопроизводителя Германии, NSU, выпускавшийся с 1934 по 1938 год. Компания NSU сумела пережить военное время, и к 1955 году стала крупнейшим мотоциклетным производителем в мире. На мотоциклах NSU установлено четыре мировых рекорда скорости: в 1951, 1953, 1954 и 1955 годах.
Victoria KR-20
Мотоцикл выпускался немецкой фирмой Victoria (Нюрнберг) с 1937 по 1940 год. Оснащался двухтактным двигателем объемом 198 см³ мощностью 7 л.с...
BMW R-35
Выпускался с 1937 по 1940 год знаменитой баварской фирмой BMW. В годы войны широко использовался в пехотных подразделениях, полиции, медсанбатах. R-35 был основной двухколесной машиной Вермахта. Мотоцикл имел штампованную раму, одноцилиндровый двигатель объемом 340 см³ мощностью 14 л.с. и выпускался с двумя типами передней подвески: рессорной и телескопической. После войны спрос на мотоцикл не уменьшился, и с 1945 по 1955 годы было произведено еще 80,000 машин.
EMW R-35
Послевоенная версия BMW R-35, выпускавшаяся на заводах, оказавшихся в Советской оккупационной зоне, позднее — на территории ГДР. Выпускался с 1945 по 1955 год. Обозначение EMW появилось в 1951 году, когда предприятие было переименовано в Айзенахский машиностроительный завод, тогда же цвет эмблемы изменился с синего на красный. Немецкие инженеры провели несколько модернизаций мотоцикла: переднюю вилку оснастили гидроамортизаторами, рычаг переключения передач переместили под левую ногу водителя. Изменились электрооборудование и система питания, мотоцикл получил новый карбюратор, крылья и обода колес поменяли форму. На раме появились элементы для крепления боковой коляски. И, наконец, мотоцикл избавился от своего главного недостатка — вместо жесткой передней подвески он получил свечную, как на М-72.
Simson AWO 425
Этот мотоцикл с четырехтактным 250-кубовым двигателем выпускался на бывшем оружейном заводе Simson в городе Зуле. С 1950 по 1952 год он поступал в Советский Союз в счет репараций. Аббревиатура АВО — сокращение от «Автовело», советского акционерного общества, объединившего в сентябре 1946 года несколько заводов (в том числе Симсон) на территории ГДР.
AWO 425 Sport
Преемник модели AWO 425, выпускавшийся с 1956 года. В отличие от предшественника, имел алюминиевый цилиндр со стальной гильзой вместо чугунного. От старой модели осталась только 4-ступенчатая коробка передач. При мощности 14 л.с. и сухом весе 156 кг новый мотоцикл разгонялся до 110 км/ч. Выпуск был прекращен в 1962 году.
MZ ES-250
Выпускался в ГДР на мотозаводе в городе Цшопау с 1956 по 1962 год. С 1957 года поставлялся в СССР. Мотоциклы MZ пользовались спросом не только в странах соцлагеря, но и в Западной Европе. Экспортные поставки осуществлялись в без малого сотню стран. Помимо дорожных моделей, MZ выпускал также мотоциклы для кольцевых гонок с двигателями 50, 125 и 250 см³.
Jawa 360
Представитель послевоенного семейства мотоциклов средней кубатуры с двухтактными моторами. Мотоцикл, выпущенный в конце 1960-х годов заводом Jawa, оснащен двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л.с...
Pannonia T5
Мотоциклы венгерской фирмы Pannonia серии Т5 выпускались с 1966 по 1975 год. Большое количество таких машин импортировано в СССР. Мотоциклы Т5 оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 247 см³ мощностью 16 л.с. с воздушным охлаждением.
Triumph 3SW
Модель 3SW английской фирмы Triumph выпускалась с 1937 по 1940 год. Оснащался одноцилиндровым 350-кубовым двигателем. Мотоцикл активно использовался британскими военными во время Второй Мировой войны.
Другие статьи о мотоциклах можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два