Американская выставка в Сокольниках: полвека спустя
«Иногда они возвращаются» — так назвал свой роман классик американского хоррора Стивен Кинг. В этом году наступило то самое «иногда» — в Сокольники вернулась атмосфера Американской национальной выставки 1959 года. Тот же город, те же павильоны, и даже те же машины. Иногда…
Организаторы Олдтаймер-Галереи приложили все усилия, чтобы воссоздать атмосферу выставки более чем полувековой давности. Очень много положительных эмоций принесла пресс-конференция. Было интересно послушать рассказы посетителей той самой выставки 1959 года о своих впечатлениях, о том как посещение выставки отразилось на их дальнейшей профессиональной деятельности. Весьма доставил «привет от Пепси-Колы». Гости пресс-конференции могли насладиться вкусом этого напитка из стеклянной бутылки со стилизованной этикеткой и — внимание — с неоткручивающейся пробкой. Да, было время, когда бутылки надо было вскрывать открывалкой! А Пепси-Колу можно было попробовать только на международных выставках. Ностальгия…
Хотя с другой стороны — полвека прогресса дают о себе знать. Сокольники, конечно, место историческое, но в качестве выставочной площадки для подобных мероприятий однозначно проигрывают современным комплексам. Привыкли уже люди к высоким потолкам, нормальному освещению и обилию приятных мелочей, типа фуд-кортов и зон отдыха. Возможно, на момент постройки выставочный комплекс в Сокольниках и был верхом совершенства, но сегодня он явно тесноват для мероприятий типа Олдтаймер-Галереи. Многие машины стояли вплотную друг к другу и впритык к стенам, чтобы обеспечить нормальную ширину проходов для посетителей. Так что увы, снимков сзади на некоторые интересные авто мне сделать не удалось. Да и вообще нормальных снимков мало — ленточки ограждения стендов качественной съемке не способствуют. Про освещение вообще лучше промолчать — его либо нет, либо нет вовсе. Такие вот дела… Ладно, хватит о грустном, перехожу к обзору автомобильной составляющей выставки — в конце концов, ради нее туда и ходил.
Самую обширную экспозицию американских классических автомобилей представила на Галерее в этом году частная коллекция «Джанкярд». Именно благодаря ей можно было увидеть единственный сохранившийся в России автомобиль-участник выставки 1959 года Plymouth Belvedere.
Вернее то, во что он превратился… После окончания выставки в 1959 году, американцы часть машин оставили в СССР, где их распределили по посольствам и ведомствам. «Бельведер» попал на киностудию Мосфильм, где успел засветиться на ролях второго плана во многих фильмах. Однако машина требовала квалифицированного обслуживания, а в то время получить его можно было или в Америке, или на единственном автосервисе для автомобилей дипмиссий. Ну кто пустит туда авто с киностудии? В общем, однажды в Бельведере что-то сломалось, и машину отправили в запасники. Отношение к ней было таким же, как и к отработавшим свое актерам — забыли и оставили медленно гнить в одиночестве на задворках храма искусства. К началу 21-го века, Бельведер из величественного «асфальтового крейсера» превратился в груду ржавого железа и едва не был отправлен в переплавку. Только отчаянными усилиями группы энтузиастов уникальный автомобиль удалось вырвать из цепких лап Вторчермета. Правда, с потерями. За день до того, как Бельведер должен был покинуть Мосфильмовский отстойник, какой-то добрый «служитель искусства» разбил на нем все стекла. Как тут не вспомнить Бадди Рэппертона из романа «Кристина» все того же Кинга. Но Бельведер — не «Кристина», и отомстить обидчику не смог. А жаль… (Мимоходом — «Кристина» была тоже Плимутом, но модели Фьюри, 1957 года. Стилистически Фьюри и Бельведер были похожи как две капли воды). Опускаю подробности скитания машины по частным рукам — Бельведер оказался в руках коллекционера и специалиста по «советским американцам» Сергея Куркина, и стал частью коллекции «Джанкярд». Реставрация началась в 2013 году. Чтобы вы имели представление, каким он должен стать после реставрации — вот снимок Бельведера в оригинальном состоянии.
«Джанкярд» представил также несколько культовых автомобилей американского автопрома 1959 года.
Например, шикарный Cadillac Fleetwood с двухдверным кузовом хардтоп. Многие автомобильные историки считают модель 59-го года самым красивым Кадиллаком за всю историю фирмы. А огромные плавники с задними фонарями, выполненными в виде язычков пламени, сравнивали с огненным следом стартующих в космос ракет. Весь мир бредил космосом — два года прошло с запуска первого искусственного спутника Земли, два года оставалось до первого полета человека в космос. Так или иначе, аэрокосмическая тема доминировала в те годы в дизайне, и Кадиллак 59 года — яркое тому подтверждение.
Chevrolet Impala ''59 — еще один шедевр Дженерал Моторс. Если дизайн передней части и нельзя назвать выдающимся, то решение задней части вызывало восторг у всех, кто видел эту машину. Горизонтальные плавники с жромированной окантовкой в сочетании с огромными каплевидными фонарями в ночное время создавали впечатление, что перед вами движется не автомобиль, а как минимум летающая тарелка. Словом, нечто неземное.
Chevrolet Corvette — первый американский компактный спортивный автомобиль для обычных дорог. Создавался как ответ на возрастающий импорт в США европейских спортивных автомобилей, в первую очередь MG. В 1958 году стартовало производство второго поколения Корвета, имевшего в отличие от первого алюминиевый, а не стеклопластиковый кузов. На машинах 1959 года одинарные фары были заменены сдвоенными.
Ford Thunderbird создавался компанией Форд как «ответ Корвету». И если Тандерберды первого поколения еще были похожи на спортивные машины, то второе поколение (с 1958 года) уже нельзя было назвать изящными спортсменами. Кузов увеличился в габаритах и стал четырехместным, а менеджеры придумали собственное название для их класса: Compact Luxury (компактный люкс).
Собственно, на этом ряд моделей 1959 года, представленных на Олдтаймер-Галерее, и заканчивался. Но классические американские автомобили других годов были не менее интересны.
Тот же «Джанкярд» показал парочку шикарных Кадиллаков: Cadillac Fleetwood Formal Limousine 1958 года с удлиненным кузовом,
и Cadillac Series 62 Coupe de Ville с V-образным 8-цилиндровым двигателем мощностью 330 л.с 1957 года.
В экспозиции можно было увидеть и еще один Кадиллак 57-го модельного года. Cadillac Eldorado позиционировался компанией как компактный представитель марки с «суперлюксовой» отделкой. На снимках — машина с четырехдверным кузовом седан. Обратите внимание: передние двери открываются по ходу машины, а задние — против.
Интернет-портал Auto.ru привез на выставку Edsel Corsair с кузовом купе 1958 года. Создаваясь как люксовая топ-модель концерна Форд, Эдсел не оправдал возложенных на него надежд. Покупатели получили еще одну автомобильную марку, ничем не выделявшуюся среди конкурентов. Внешность машины оказалась непривычной (вертикальная «капля» радиатора не понравилась американцам), а качество сборки оставляло желать лучшего. Через несколько лет марка Эдсел прекратила существование.
Неизменный участник Олдтаймер-Галереи, компания Видное Эко, показала на своем стеде несколько больших «американцев» времен Великой Депрессии. Промышленность была в коллапсе, экономику лихорадило — однако выпуск дорогих авто продолжался, пусть и не в таких больших количествах.
Подтверждение тому — вот эти Lincoln L с четырехдверным кузовом седан 1930 года,
или парочка больших седанов Cadillac 353 с V-образным 8-цилиндровым двигателем 1929
и 1930 года.
На стенде компании также стоял Chrysler Windsor 1948 года — самая популярная модель Крайслера первых послевоенных лет.
В соседнем зале можно было посмотреть на автомобили Паккард. В довоенное время они составляли серьезную конкуренцию таким маркам, как Кадиллак и Линкольн. Один из них, Packard Eight 1930 года, оснащен семиместным кузовом Туринг Седан и установленным снаружи багажником-сундуком.
А Packard Super Eight 1938 года, представленный на стенде журнала Rolling Wheels, оборудован двухместным закрытым кузовом купе. Крышка в «хвосте» кузова — не багажник, а откидная спинка сиденья ля третьего пассажира, так называемое «тещино место».
Стенд компании «Ретролегенда» отметился двумя спортивными американцами. Один из них — Chevrolet Corvette Stingray 1963 года с кузовом родстер. Третье поколение Корвета с кузовом клиновидной формы и убирающимися фарами.
Вторая машина — реплика знаменитого AC Cobra 1967 года. Машина изготовлена в 2012 году и оснащена 7-литровым двигателем Ford V-8 мощностью 500 л.с...
На стенде компании «Старые моторы» самым необычным экспонатом был Cord-810 Wetchester, находящийся в стадии реставрации. Передний привод, аэродинамические обводы, убирающиеся фары — машина была сверхпрогрессивной для своего времени.
Если для большинства россиян марка Студебеккер ассоциируется с военными грузовиками, поставлявшимися по Ленд-Лизу, то для америки это в первую очередь легковые автомобили среднего ценового сегмента. Причем марка этих автомобилей была достаточно престижна.
«Старые моторы» показали на своем стенде Studebaker President 1928 года.
Buick Special 1939 года также является частью автомобильной истории Америки. В 1939 году Бюик кардинально сменил дизайн своих машин, и едва ли не самой запоминающейся его частью стала облицовка радиатора. Она состояла из множества вертикальных полосок и сильно походила на водопад. В народе ее так и прозвали — «waterfall grill», а решетка-водопад на долгие годы стала фирменной «фишкой» Бюика.
Не обходится Олдтаймер-Галерея и без участия компании «Трумпкарз», традиционно представляющей американские «маскл-кары» 1960—1970-х годов.
На сей раз посетители могли лицезреть Chrysler 300 с кузовом хардтоп 1967 года
и Plymouth Fury III в варианте кабриолет.
Самый старый американский автомобиль был показан Реанимационной Мастерской Камышмаш.
Им оказался Locomobile Модели 48 со спортивным двухместным кузовом, выпущенный в 1914 году. За свою жизнь автомобиль находился в нескольких частных коллекциях, в 2005 году был полностью отреставрирован до первозданного состояния. Более того, в мае 2013 года он промчался по треку в Индианаполисе со скоростью 112 км/ч, а в июне стал победителем конкурса в Гринвиче в номинации «Лучший американский автомобиль». Сейчас этот Локомобиль является частью коллекции Камышмаша.
Ну и не обошлось на Галерее без представителей современного автопрома. Так, Кадиллак привез свои последние модели —
седан Cadillac ATS
и кроссовер Cadillac SRX,
Шевроле представил Корвет нового поколения,
а группа компаний Авилон «засветила» обновленный кроссовер Ford Edge. Интерес к этим машинам был, на мой взгляд, не очень большой (это в первый день, как дальше я не знаю), что вполне объяснимо. В августе откроет двери Московский Автосалон, где новинки предстанут во всей красе. Вот тогда и рассмотрим их подробно…
Еще одно современное изделие — трицикл Fighter X11-2,0A, выпущенный компанией Boom Trikes. Этот сверкающий монстр с двухлитровым 140-сильным двигателем и автоматической гидромеханической коробкой передач при полной массе 1100 кг разгоняется до 200 км/ч. Прикольно, хотя на мой взгляд, этому аппарату место на выставке мотоциклетного тюнинга, а не ретро-автомобилей.
И напоследок еще один продукт, американо-немецкого творчества. Автомобильную культуру Америки невозможно представить без больших и маленьких придорожных закусочных. Очень часто такие заведения располагались в автомобильных прицепах-трейлерах (прям как у нас в лихие девяностые).
Так вот, германская фирма Airstream4u вывозит из США старые трейлеры, дает им полный ремонт, оснащает современной ходовой частью — и предлагает новым владельцам в качестве фишки-завлекушки для бизнеса. В частности, для передвижных кафе в стиле «ретро». Как вот этот трейлер для продажи мороженого, завлекавший посетителей Олдтаймер-Галерей в Сокольниках. Что меня особенно улыбнуло — так это заводская табличка: в адресе фирмы указан веб-сайт, а год выпуска пробит 1969-й. Вот найдет эту табличку когда-нибудь археолог и будет гадать: в каком же году появился на Земле Интернет?
Другие статьи об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Фото Plymouth Belvedere: из сети Интернет
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два