Олимпийский ЛАЗ: привет из восьмидесятых
Олимпийская тема усиленно обыгрывалась где можно и как можно весь период подготовки к Сочинским играм. Вот и на автобусном фестивале в Коломне в прошлом году не обошлось без олимпийского участника.
Сама по себе идея замечательная — провести «автобусную» параллель между Олимпиадой 1980 года в Москве и Олимпийскими играми в Сочи 2014 года.
Особенно порадовала встреча с водителями-ветеранами автоколонны 1417, работавшими на автобусных маршрутах Олимпиады-80. От них можно было узнать много интересного и об организации движения в олимпийской Москве, и о требованиях, предъявлявшихся к работавшим на линиях водителям. Сами понимаете, время было советское, акулы империализма точили зубы на самое лучшую страну на свете, железный занавес был крепок и, казалось нерушим... И тут вдруг такая толпа иностранцев в самом сердце оплота коммунизма! Само собой, водителей и проверяли по всем параграфам, и без специальных инструктажей дело не обошлось. Сам я, естественно, помню очень мало — мне в тот год было 8 лет. Но пустые улицы Москвы, ставшей на время проведения Олимпиады закрытым городом, мне запомнились. Про изобилие товаров в магазинах ничего сказать не могу, поскольку не был в то время покупателем. Но финскую нарезку сервелата и салями в вакуумной упаковке, джем в 20-граммовых упаковках, соки и колу в алюминиевых баночках я впервые попробовал именно в 1980-м. Сейчас это кажется смешным, а тогда пустые разноцветные баночки не выбрасывали, а выставляли во многих квартирах на самом видном месте, рядом с хрусталем и праздничными сервизами…
Вернемся на коломенский фестиваль. Олимпийский антураж был подобран отменно. На отдельном стенде были представлены значки, брелоки, грамоты, вымпелы, олимпийский факел и даже сохранившиеся входные билеты, датированные 27 июля 1980 года. Очень оживляла экспозицию колонна для афиш, на которой среди прочих документов была размещена карта олимпийских автобусных маршрутов Москвы. А вот сам автобус, к сожалению, был немного не аутентичен использовавшимся во время Олимпиады машинам. Нет, это был длиннобазный ЛАЗ-699Р, автобусы этой модели действительно использовались в Москве-80.
НО! ЛАЗ-699Р выпускался с 1978 по 2002 год, и за время производства естественно претерпел ряд изменений. Автобусы, выпущенные до 1981 года, имели прямоугольные фары как на автомобиле «Москвич-412», алюминевую «радиаторную» фальш-решетку и маленькую квадратную эмблему с буквой «Л» внутри. На них также имелась отдельная водительская дверь с левой стороны. Именно так выглядели ЛАЗ-699Р, работавшие во время Олимпиады. А представленный в Коломне автобус имел круглые фары и эмблему в виде большой буквы «Л» в круге (изменения внесены в 1981 году), на нем не было фальш-решетки (упразднена в середине восьмидесятых) и водительской двери (перестала устанавливаться то ли в 1989-м, то ли в 1990-м году). Так что если разбираться с пристрастием, коломенский олимпиец разминулся с Олимпиадой-80 лет на десять…
Ну а если разбираться без пристрастия — Львовский автобусный завод выпускал ЛАЗ-699Р в таких небольших количествах, что встретить эту машину в любом виде сейчас — большая удача. О существовании хотя бы одного такого автобуса первых выпусков, в оригинальной комплектации, да еще и не в виде металлолома — мне ничего неизвестно. Так что в любом случае огромное спасибо коломенцам за показ ЛАЗ-699Р на фестивале.
Тем более что салон этого автобуса идентичен салонам машин первых выпусков. Тогда он считался очень комфортабельным — 41 мягкое сиденье с откидывающейся спинкой и подлокотником, багажные полки, занавески на окнах, индивидуальная разводка систем вентиляции и освещения. Сейчас, конечно, вид этого салона «люкс» вызывает улыбку, но вспомните — прошло более 30 лет! Многое тогда было иначе…
Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Другие статьи об участниках фестиваля «Мир автобусов» в Коломне можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Да, данный экземпляр мало похож на «олимпийские» ЛАЗы. Те были совсем другими. Во-первых, это были в основном машины другой модели- ЛАЗ-697Р. Во-вторых, схема их окраски была другой- полосы были не синими, а зёлёными, и расположены они были иначе. И, наконец, фальшрадиаторная облицовка у них была нестандартной- это была не устанавливаемая в те годы на серийных машинах алюминиевая накладка, а совсем другая- из чёрного пластика.
После Олимпиады-80 эти ЛАЗы работали в московских автобусных парках в качестве заказных автобусов. В частности, много их было в 3-м АП. Они прослужили примерно до конца 80-х- начала 90-х.
Оставить комментарий или два