Первому автомобилю — 128 лет!
29 января 1886 года Карл Бенц получил Германский Императорский патент на свое изобретение — самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Именно этот день официально считается днем рождения автомобиля.
Идея создания экипажа, движущегося без помощи мускульной силы людей или животных, родилась, наверное, сразу же после изобретения колеса. Сложность заключалась в том, что пока не был изобретен компактный и мощный двигатель, идее этой суждено было оставаться мечтой. Долгое время единственным видом транспорта, движущимся без помощи мускулов, оставались корабли, использовавшие парус. Отдельные попытки пристроить парус к наземному экипажу предпринимались, однако успеха эти сухопутные корабли не имели. Ждать на суше попутного ветра было занятием неблагодарным, да и тянуть повозки, в отличие от моря, было чем. В смысле — кем. Лошади, мулы и прочие «живые двигатели» надолго определили пути развития наземного транспорта. Самым же известным «сухопутным парусником» стал ветромобиль голландского математика и инженера Симона Стевена, построенный около 1600 года.
Экипажи использующие мускульную силу человека тоже строились, но скорее для отдыха и спорта, как например велосипеды. Или для развлечения высокопоставленных седоков. Как вот эта «самобеглая коляска» с педальным приводом мастера Ивана Кулибина, построенная в 1791 году для развлекательных прогулок государыни-императрицы. Педали, разумеется, крутила не августейшая особа…
Ситуация изменилась с изобретением паровой машины. Было много недовольных «огнедышащим исчадием ада», однако паровой двигатель постепенно упрочил позиции и на море, и на суше. Если первая самоходная паровая повозка француза Николаса Кюньо, построенная в 1769 году, практического применения не нашла,
то уже к 1832 году в Англии были организованы первые рейсы паровых дилижансов, прообразов современных автобусов. Как, например, представленный здесь дилижанс Уильяма Чёрча, курсировавший по маршруту Лондон-Бирмингем. Выглядели эти машины, мягко говоря, необычно, однако в пассажирах недостатка не ощущалось.
С годами паровая машина совершенствовалась, однако, будучи двигателем внешнего сгорания (топливо сгорает в топке, рабочее тело — пар образуется в котле, а работа производится в цилиндре) оставалась громоздкой и непригодной для массового применения. Для железной дороги, грузовых тягачей и «автобусов» паровая машина подходила, а вот для двух-трехместных колясок не годилась.
Попытки построить небольшой и мощный двигатель для самодвижущейся повозки предпринимались многими изобретателями, но удача улыбнулась немецкому инженеру Николасу Отто. В 1876 году он запатентовал двигатель внутреннего сгорания, где в качестве топлива использовался бензин. Двигатель оказался компактным, мощным и в то же время сравнительно простым в обращении. Естественно, конструкторы тут же постарались скрестить новый двигатель с экипажем, но и тут изобретатель из Германии оказался первым. В 1885 году он получил патент на трехколесную повозку с бензиновым двигателем. Двухместный экипаж с двигателем мощностью 0,9 л.с. весил 250 кг и развивал скорость 16 км/ч.
Именно трехколесная машина Бенца считается первым автомобилем в мире, хотя в том же 1886 году другой немецкий инженер, Готтлиб Даймлер, также представил свой экипаж с двигателем Отто, но уже четырехколесный. Так или иначе, и Бенц, и Даймлер одинаково почитаемы сейчас среди автомобильных историков.
Сами же изобретатели, осознав перспективность своих конструкций, основали собственные фирмы по выпуску автомобилей (позже они объединились в одну компанию, превратившуюся в наши дни в концерн Даймлер-Бенц). А паровые машины, равно как и лошади, еще долго не сдавали своих позиций на транспорте.
Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Другие материалы об исторических автомобилях можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Неплохо-неплохо Леонид, но очень уж кратко и есть некоторые неточности.Так концерн — наследник «Даймлер-Бенц» называется в наши дни уже просто Daimler AG (фамилия Бенца, таким образом, на родине несколько похерена (зато в КНР бренд фигурирует именно как Beiging Benz). Первый работоспособный ДВС создал в 1860 году француз Ленуар, хотя и газовый (в XIX веке светильный газ в городах был распространен едва ли не больше, чем керосин, только входивший в моду, а бензин считался преимущественно лекарством от бородавок до англо-бурской войны). Ну, а немец Отто лишь усовершенствовал мотор Ленуара, создав его четырехтактную версию с искровым зажиганием, которую грамотно и запатентовал. Кстати, именно грамотные патенты (Готлиб Даймлер по профессии, вообще, был патентоведом) и дают юридическое основание именно немцев считать прародителями автомобиля с ДВС. Кроме того, экипажи К.Бенца и Г.Даймлера не были гужевыми, т.е. лошадей из них не выпрягали, чтобы вставить мотор, а заказывали специально каретникам под спецификации конструкторов. Так что эти два олдтаймера-прародителя — истинные автомобили во всех своих элементах.
«Самобеглая коляска» Кулибина — есть первый в мире полноценный веломобиль с трансмиссией с бустерным устройством в виде горизонтального маховика, позволявшего замедляться на спусках и облегчавший «велорикше» движение в гору. И педали на нем не вращали, а нажимали вверх-вниз (рикша привычно стоял позади как бы на запятках).
А, вот паровая телега Кюньо не пошла по двум причинам — во-первых, топливо закладывалось в топку, а вода в котел единовременно и хватало их лишь на четверть часа движения, а потом надо было доливать воду, чистить топку и закладывать новую порцию угля, а во-вторых, именно первая телега Кюньо попала под управлением автора в первое в мире автомобильное ДТП — потерявшая управления конструкция врезалась в стену парижского арсенала, котел сорвался с креплений и взорвался переполошив пол Парижа. И хотя Кюньо построил и второй усовершенствованный экземпляр — он стал лишь экспонатом музея. Некоторые псевдоисторики чуть ли не всерьез утверждают, что Наполеон потерпел поражение на море от адмирала Нельсона из-за отказа от парохода Фултона, а в России от главнокомандующего Кутузова — из-за отказа от применения «арттягача» Кюньо. Большей чуши в стиле «стимпанк» и придумать сложно. Реально автомобиль оперился только с началом применения ДВС (недаром первый автобус (10-местный Бенц 1895 года) и грузовик (1,5-тонный Даймлер 1896 года), кстати дебютировали через доброе десятилетие после первых легковых авто (ДВС, да, и вся конструкция автомобиля должны были пройти первые детские болезни). Кстати, авиация (а первые аэропланы тоже на полном серьезе считали автомобилями, только летающими), вообще, бы не встала на крыло. Паровой самолет Можайского с квадратными (!) крыльями не мог быть поднят в воздух маломощной паровой машиной даже в теории и утверждать обратное осмеливаются только наши «борцы за Россию — родину слонов».
Оставить комментарий или два