Главная » Военные, Грузовые, Новости, Олдтаймеры, Пассажирский транспорт

70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады

26 января 2014 Просмотров: 449 Комментариев нет

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с пулеметной установкой 4М на выставке Герои своего времени в ГУМе спереди

70 лет назад, 27 января 1944 года, была закрыта одна из самых трагических страниц в истории Второй Мировой войны. Советские войска полностью освободили Ленинград от блокадного кольца. Сердечно поздравляем всех жителей города-героя с этой светлой датой!

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. От холода и голода за это время погибло более 600 тысяч мирных жителей, но город продолжал жить и сражаться. Катастрофической для Ленинграда была ситуация с продовольствием — подвозить его было невозможно ни по воде, ни по суше, а доставка по воздуху хоть и производилась, но была, что называется, каплей в море. Такая ситуация привела к тому, что в 1941 году по льду Ладожского озера была проложена автодорога, официально называвшаяся «Военно-автомобильная дорога №101». Ленинградцы называли эту трассу длиной километров более коротко и ясно: «Дорога жизни».

«Сухопутное» движение по «Дороге жизни» было открыто в конце ноября 1941 года, когда толщина льда позволила двигаться по нему грузовому транспорту. 20 ноября из осажденный города на большую землю отправился первый конный обоз, вернувшийся в Ленинград с 63-мя тоннами муки. А 22 ноября по льду Ладоги прошла первая автомобильная колонна из 60-ти «полуторок» ГАЗ-АА. Несмотря на сильные морозы, лед был еще недостаточно крепок, чтобы выдержать более тяжелые автомобили. Трехтонные ЗиС-5 вышли на «Дорогу жизни» намного позднее. Впрочем, и «полуторкам» приходилось несладко. Двигаться приходилось под постоянным артиллерийским обстрелом и бомбежками авиации, по ночам, с выключенными фарами. Нередко машины проваливались под лед в образованные снарядами полыньи, и водители гибли в ледяной воде. После первых недель работы, появилось даже специальное предписание — снимать с автомобилей двери при движении по льду. Это, впрочем, помогало мало. Насквозь промокший водитель имел мало шансов добраться живым до большой земли — он замерзал по дороге.

Была и еще одна опасность. Для «ледяного моста» губительным оказалось явление резонанса. Случаи, когда идущий за головной машиной грузовик проваливался в полынью, возникшую из-за сложения резонансных волн от двух машин, не были редкостью. В связи с этим, была разработана сложная схема организации движения, включавшая в себя периодическую смену маршрутов, соблюдение определенной дистанции между машинами и скоростного режима. Это помогало, но далеко на всегда. Количество ушедших под воду машин до сих пор неизвестно, и они лежат молчаливыми памятниками в мутных водах Ладоги…

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с пулеметной установкой 4М на выставке Герои своего времени в ГУМе

Однако дорога работала, и значение ее для города невозможно переоценить. В первую блокадную зиму, с 22 ноября 1941 по 24 апреля 1942 года, в город по Ладожскому льду было доставлено более 360 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, а из города на большую землю эвакуировано около 540 тысяч человек. 23 мая по Ладоге началась навигация, связь поддерживалась силами водного транспорта. Однако 19 декабря 1942 года снова заработала ледовая автомобильная дорога. Движение по ней было прекращено 30 марта 1943 года. За 101 день по этой трассе в Ленинград было доставлено более 200 тысяч тонн грузов (из них 100 тысяч тонн продовольствия), а из Ленинграда эвакуировано более 89 тысяч человек.

18 января 1943 года, после взятия советскими войсками Шлиссельбурга, была проложена железная дорога по южному побережью Ладожского озера. Это позволило значительно облегчить снабжение города, однако Ладожская трасса не потеряла своего значения полностью Движение по ней продолжалось вплоть до дня полного снятия блокады 27 января 1944 года… Давайте вспомним сегодня тех, кто ценой своей жизни дал возможность выжить великому городу великой страны. Вспомним — и низко поклонимся их славному подвигу!

А в заключении предлагаю посмотреть, какие автомобили работали на «Дороге жизни»

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА в заводском музее ГАЗ

Основными автомобилями на «Дороге жизни» были «полуторки» ГАЗ-АА. Именно эти машины первыми уходили в рейсы осенью по прогибающемуся молодому льду, именно они заканчивали движение по ступицы в воде весной. Часто эти машины не только везли груз в кузове, но и тянули за собой груженые сани. И многие из них обрели вечный покой на дне Ладожского озера.

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА в заводском музее ГАЗ

ГАЗ-ААА, трехосный вариант ГАЗ-АА, выпускался в гораздо меньших количествах. Машина предназначалась в основном для Красной Армии, однако есть свидетельства, что и эти грузовики принимали участие в перевозках по «Дороге жизни».

Грузовой автомобиль ЗиС-5 из коллекции Мосгортранса

ЗиС-5, «трехтонка», второй по распространенности грузовик в народном хозяйстве Советского Союза. Более грузоподъемные, чем ГАЗ-АА, но и более тяжелые, эти автомобили начинали движение по «Дороге жизни» позднее «полуторок», когда лед набирал крепость и мог выдержать их вес. Соответственно, и весной транспортная вахта ЗиС-5 заканчивалась раньше.

Автобус ЗиС-8 из коллекции Мосгортранса

ЗиС-8, автобус на шасси ЗиС-5. До войны их было выпущено не очень много, однако в ленинградских автобусных парках они были в достаточном количестве. Применялись в основном для эвакуации людей из осажденного города. С трудом верится, что этот массивный агрегат (деревянный каркас с металлической обшивкой) могли отправить с грузом обратно… Хотя была война, техники не хватало, и все могло быть. Во всяком случае, поисковики-аквалангисты обнаружили на дне остатки нескольких ЗиС-8. Так что одно бесспорно — по «Дороге жизни» эти автобусы ездили.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с пулеметной установкой 4М на выставке Герои своего времени в ГУМе сверху

На «Дороге жизни» работали не только транспортные, но и специальные автомобили. Один из них — счетверенная зенитная пулеметная установка 4М на шасси ГАЗ-АА. Такие автомобили сопровождали колонны грузовиков и пытались отогнать вражеские самолеты, постоянно бомбившие ледовую трассу. А в своих кузовах они везли не только боеприпасы, но и продовольствие для голодающих ленинградцев… Для справки: за годы блокады, в небе над Ладогой было сбито около 5 тысяч вражеских самолетов.

Другие статьи о военной технике можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.