95 лет ЗиЛ: ретроспективный показ автомобилей
В 2011 году исполнилось 95 лет со дня основания московского автомобильного завода ЗиЛ. В ознаменование этой даты, перед домом культуры ЗиЛ была организована выставка автомобилей, выпускавшихся предприятием в разные годы.
Здесь можно было увидеть и одну из первых моделей завода — пожарную линейку на базе АМО-4, и самые свежие разработки — парадный кабриолет ЗиЛ-410441 и вездеход ЗИЛ-390615 «Охотник» (отдельную статью по этой машине смотрите здесь). Три автомобиля были представлены мастерской Евгения Шаманского: АМО-4, ЗиС-33 и ЗиС-42. Несмотря на то, что прошло уже более двух лет со дня проведения выставки, думаю, что рассказ о ней будет интересен всем, кто интересуется отечественными автомобилями.
ЗиЛ (в то время еще называвшийся АМО) стал первым отечественным предприятием, начавшим серийное производство пожарных автомобилей. В 1925 году здесь были изготовлены 12 пожарных линеек. В качестве базового шасси использовался грузовик АМО-3, в основе которого лежала конструкция американского Autocar. В 1931 году, с началом производства модернизированного грузовика АМО-4, была доработана и конструкция пожарной машины на его базе. Новый пожарный автомобиль перевозил запас воды в 360 л, лестницы, пожарные рукава общей длиной 360 м, и, что самое главное, был оснащен насосом с подачей 1400 л/мин. Команда нового пожарного автомобиля состояла из 14 человек, из них двое располагались в кабине, а остальные на открытых скамьях вдоль кузова. Обратите внимание на кожаные петли, за которые пожарные должны были держаться во время движения машины.
Представленная здесь линейка 1931 года выпуска неоднократно показывалась на различных выставках. Выложенные выше снимки сделаны во время выставки COMTRANS 2011.
Двигатель |
6-цилиндровый |
Мощность двигателя, л.с. |
73 |
Коробка передач |
4-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
7500×2300х2230 |
Скорость, км/ч |
60 |
Расход топлива, л/100 км |
36 |
Второй по массовости (после ГАЗ-АА) советских довоенных грузовиков, прямой наследник АМО-4. В народе получил прозвище «трехтонка», связанное с грузоподъемностью. Широко использовался не только в народном хозяйстве, но и в армии, причем не только как транспортный автомобиль, но и как шасси для создания различных специальных машин. Выпускался с 1934 по 1948 год, во время войны в упрощенной версии ЗиС-5В: с 1942 по 1944 годы на мощностях Ульяновского автозавода (УльЗиС, позднее УАЗ), с 1944 по 1948 — на заводе УралЗиС (позднее УралАЗ, ныне Урал) в Миассе. Первый советский автомобиль, поставлявшийся на экспорт (впервые — поставка 100 машин в 1934 году в Турцию). Общее количество выпущенных машин — 587 185 экземпляров.
Двигатель |
6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
73 при 2300 об/мин |
Коробка передач |
4-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6060×2235х2160 |
База, мм |
3810 |
Грузоподъемность, кг |
3000 |
Полная масса, кг |
6100 |
Радиус поворота, м |
8,6 |
Скорость, км/ч |
60 |
Обычный грузовик ЗиС-5, оснащенный съемными комплектами гусеничных движителей задних колес для повышения проходимости. В зимнее время на передние колеса могли устанавливаться лыжи. В 1939-40 годах выпущена опытная партия из 4539 машин. ЗиС-33 принимал участие в Советско-финской войне и в обороне Москвы 1941-42 гг., однако из-за низкой надежности и недостаточной проходимости в серию автомобиль не пошел. Обратите внимание: под кузовом в передней части имеются упоры для воротов, облегчавших установку передних натяжных роликов гусеничного движителя.
Двигатель |
6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
73 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
4-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6060×2235х2160 |
База, мм |
3810 |
Снаряженная масса, кг |
4400 |
Емкость бензобака, л |
60 |
Расход топлива, л/100 км |
85 по шоссе 100…200 по бездорожью с нагрузкой 2000 кг |
Скорость, км/ч |
35 |
Полугусеничный артиллерийский тягач на базе ЗиС-5, создан по заказу Красной Армии. В 1942 году изготовлена опытная партия ЗиС-42, с 1942 по 1944 годы серийно выпускался модернизированный вариант ЗиС-42М. Общее количество произведенных машин — 6372 экземпляра.
Двигатель |
6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
73 при 2400 об/мин |
Габаритные размеры, мм |
6097×2360х2175 |
Грузоподъемность, кг |
2250 |
Снаряженная масса, кг |
5252 |
Емкость бензобаков, л |
300 (3×60 + 1×120) |
Расход топлива, л/100 км |
55-70 без груза 150 с грузом |
Скорость, км/ч |
35 |
Первый отечественный легковой автомобиль с бронированным кузовом. Одной из таких машин пользовался И.В.Сталин. Бронированный седан (без внутренней перегородки) изготовлен на базе легкового ЗиС-110, с 1946 по 1954 год выпущено 32 экземпляра. На выставке к юбилею ЗиЛ была представлена нереставрированная машина.
А год спустя, на выставке АвтоТранс-2012 можно было полюбоваться полностью отреставрированным «броневиком».
Двигатель |
8-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
162 при 3600 об/мин |
Коробка передач |
3-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6000×1960х1730 |
База, мм |
3760 |
Полная масса, кг |
5280 |
Радиус поворота, м |
7,4 |
Скорость, км/ч |
120 |
Грузовой автомобиль, созданный на базе ЗиС-150 путем модернизации отдельных узлов и агрегатов. В народе Зис-150, ЗиЛ-164 и их полноприводные «собратья» ЗиС-151 и ЗиЛ-157 получили прозвище «Захар». ЗиЛ-164 выпускался с 1957 по 1961 год, с 1961 по 1964 год — его модернизированный вариант ЗиЛ-164А. Всего выпущен 555 461 автомобиль.
Двигатель |
6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
100 при 2800 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6700×2470х2180 |
База, мм |
4000 |
Грузоподъемность, кг |
4000 |
Полная масса, кг |
8250 |
Радиус поворота, м |
8,5 |
Скорость, км/ч |
75 |
По мнению многих, лучший советский полноприводный грузовик. Основной заказчик машины — Советская Армия, хотя и на «гражданке» автомобиль успешно трудился (и продолжат трудиться) во многих отраслях народного хозяйства. Количество специальных машин, созданных на базе ЗиЛ-157, практически не поддается подсчету. С 1958 по 1962 годы на головном предприятии выпущено 797 934 машины. После модернизации получил индекс ЗиЛ-157КД и выпускался до 1978 года. В 1978 году производство было перенесено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ), где под индексом ЗиЛ-157КД автомобиль серийно производили до 1992, а отдельными партиями из задела деталей собирали до 1994 года.
Двигатель |
6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
104 при 2600 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6684×2315х2360 |
База, мм |
3105+1120 |
Грузоподъемность, кг |
3070 по грунтовым дорогам 2500 |
Полная масса, кг |
8190 (с лебедкой 8450) |
Радиус поворота, м |
11,2 |
Скорость, км/ч |
65 |
Один из самых массовых советских грузовиков. Непосредственно на ЗиЛ выпускался с 1962 по 1994 годы, общее количество изготовленных машин — 3 380 000 штук. Автомобиль активно использовался обществом ДОСААФ, а также заводскими командами, для участия в спортивных соревнованиях. На таких машинах часто менялся либо форсировался двигатель, изменялись узлы подвески и трансмиссии, убирались «лишние» элементы (например, фары).
Двигатель |
ЗиЛ-375, V8, верхнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
265 при 5000 об/мин |
Скорость, км/ч |
141 |
Преемник ЗиЛ-157, полноприводный трехмостовый «собрат» ЗиЛ-130. На московском ЗиЛ с 1966 по 1986 год выпускался ЗиЛ-131, с 1986 года — модернизированный ЗиЛ-131Н. Производство в Москве прекращено в 1990 году, всего изготовлено 1 038 144 машины.
Двигатель |
V8, верхнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
150 при 2000 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6000×2500х2480 |
База, мм |
3975+1250 |
Грузоподъемность, кг |
3500 |
Полная масса, кг |
10185 (с лебедкой 10485) |
Радиус поворота, м |
10,2 |
Скорость, км/ч |
80 |
Полноприводный трехосный вариант ЗиЛ-4331, пришедший на смену ЗиЛ-131Н в 1994 году. Машины с многотопливным дизелем остались на уровне опытных образцов. Серийно выпускались ЗиЛ-4334 с минскими дизелями, либо с бензиновыми двигателями ЗиЛ-509.
Двигатель |
ЗиЛ-6451, многотопливный дизель V8 |
Мощность двигателя, л.с. |
170 при 2800 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
7230×2500х2975 |
База, мм |
3400+1250 |
Грузоподъемность, кг |
3750 |
Полная масса, кг |
10930 |
Радиус поворота, м |
10,2 |
Скорость, км/ч |
85 |
Автомобиль-вездеход выпущен в 1992 году в количестве 5 экземпляров. Ходовая часть машины во многом схожа с ходовой частью вездеходов «Синяя птица», созданных для поиска и эвакуации совершивших посадку спускаемых аппаратов космических кораблей. Трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, с жесткой кинематической связью колес каждого борта. Подвеска всех колес независимая, торсионная, колеса первой и третьей осей управляемые.
Двигатель |
ЗиЛ-645, V8, дизельный, верхнеклапанный |
Мощность двигателя, л.с. |
185 при 2800 об/мин |
Габаритные размеры, мм |
9400х2550х3200 |
База, мм |
2400+2400 |
Грузоподъемность, кг |
3534 |
Полная масса, кг |
12034 |
Радиус поворота, м |
10 |
Скорость, км/ч |
70 |
В 1986 году на смену ЗиЛ-130 пришел ЗиЛ-4331 с интегральным оперением и просторной трехместной кабиной. Первоначально выпускался с бензиновым двигателем, позднее появилась и дизельная версия. Всего выпущен 1 600 931 автомобиль этого семейства. Как и ЗиЛ-130, ЗиЛ-4331 стал базой для многочисленных спецмашин, как представленная здесь пожарная цистерна.
Двигатель |
ММЗ-Д260, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
178 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
7200×2500х3070 |
База, мм |
3800 |
Число мест в кабине |
7 |
Полная масса, кг |
11740 |
Скорость, км/ч |
95 |
Цистерна для воды, л |
3200 |
Бак для пенообразователя, л |
200 |
Пожарный насос |
ПН-40УВ, центробежный, одноступенчатый |
Грузовой автомобиль грузоподъемностью 6 тонн с кабиной и оперением ЗиЛ-4331 и минским дизельным двигателем мощностью 130 л.с... По сути, является промежуточной моделью между среднетоннажником ЗиЛ-4331 и развозным ЗиЛ-5301 «Бычок». Выпускается с 2003 года.
Двигатель |
ММЗ-Д245, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
130 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6755×2500х2660 |
Внутренние размеры платформы, мм |
3810×2420х600 |
База, мм |
3800 |
Радиус поворота, м |
6,9 |
Снаряженная масса, кг |
4790 |
Полная масса, кг |
11000 |
Скорость, км/ч |
90 |
В связи с обвальным сокращением спроса на среднетоннажные бензиновые грузовики в 90-е годы прошлого века, ЗиЛ разработал развозной трехтонный грузовик с максимальным использованием узлов и агрегатов более тяжелых серийных машин (кабина ЗиЛ-4331, коробка передач типа ЗиЛ-130). В результате на свет появился ЗиЛ-5301 «Бычок», производство которого началось в 1996 году. Здесь представлена пожарная автоцистерна на шасси этого автомобиля.
Двигатель |
ММЗ-Д245, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
130 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6300×2350х2890 |
База, мм |
3650 |
Число мест в кабине |
7 |
Полная масса, кг |
6950 |
Скорость, км/ч |
90 |
Цистерна для воды, л |
800 |
Бак для пенообразователя, л |
80 |
Пожарный насос |
НЦПК-40/100-4/400, центробежный, комбинированный |
Усиленный вариант автомобиля «Бычок» грузоподъемностью 4,5 тонны.
Двигатель |
ММЗ-Д245, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
136 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
7395×2319х2495 по тенту |
Внутренние размеры платформы, мм |
4890×2215х450 |
База, мм |
4505 |
Радиус поворота, м |
7,8 |
Снаряженная масса, кг |
4230 |
Полная масса, кг |
9000 |
Скорость, км/ч |
95 |
Выпускался небольшими сериями с 1998 года, в основном в виде шасси для монтажа различных специальных надстроек. Представляет собой полноприводный «Бычок», узлы ходовой части и трансмиссии которого во многом унаследованы от ЗиЛ-433420. Машина могла комплектоваться системой централизованной подкачки шин, коробкой отбора мощности, лебедкой. В народе получила прозвище «хочу быть Унимогом».
Двигатель |
ММЗ-Д245, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
132 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
6440×2500х2800 |
Внутренние размеры платформы, мм |
3810×2420х600 |
База, мм |
4140 |
Радиус поворота, м |
8,5 |
Снаряженная масса, кг |
5045 |
Полная масса, кг |
8120 |
Скорость, км/ч |
90 |
Ходовая часть ЗиЛ-4329 идеально подходит для установки кабины от «Бычка», более компактной, чем стандартная от ЗиЛ-4331. Как например на этой машине дорожного мастера, изготовленная фирмой Мосдизайнмаш. Автомобиль укомплектован краном-манипулятором PM-2822, бортовым кузовом и специальными закрытыми отсеками для хранения инструмента. В комплектацию машины входят генератор, набор сварщика, углошлифовальная машина, бензопила, набор шанцевого инструмента, компрессор, сигнальные конусы, предупреждающие знаки со светодиодной подсветкой.
Двигатель |
ММЗ-Д245, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
130 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
9000×2500х2650 |
Внутренние размеры платформы, мм |
4500×2420х800 |
База, мм |
5700 |
Грузоподъемность, кг |
4255 |
Полная масса, кг |
11000 |
Скорость, км/ч |
90 |
Кран-манипулятор |
РМ-2822 (Италия) |
Грузовой момент, тм |
2,4 |
Вылет, м |
5,85 |
Грузоподъемность, кг |
min 990 на вылете 2,4 м max 400 на вылете 5,85 м |
Угол поворота |
360° |
Первый и, к сожалению, последний выпускавшийся ЗиЛом бескапотный грузовик. Кабина машины — от грузовика MAN предыдущего поколения, китайского производства. Все машины с такой кабиной объединены в семейство, получившее обозначение "Кентавр". Для данного аварийно-ремонтного фургона использовано шасси ЗиЛ-4329В3. Кузов-фургон изготовлен фирмой Центртранстехмаш. Внешняя облицовка панелей кузова — оцинкованная сталь с полимерным покрытием, внутренняя — плакированная оцинкованная сталь. Между ними уложен слой утеплителя (пенополиуретана) плотностью 70 кг/м³. Внутри кузов разделен на два отсека: бытовой с автономным отопителем Webasto, и технический, в котором размещены дизель-генераторная установка Wilson (Англия) и электрораспределительный щит.
Двигатель |
ММЗ-Д245, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. |
130 при 2400 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
7000×2390х2611 |
Внутренние размеры кузова, мм |
5000×2500х1800 |
База, мм |
3800 |
Полная масса, кг |
11000 |
Еще один вариант Кентавра — пожарная автоцистерна с ходовой частью ЗиЛ-4331 и немецким дизельным двигателем Deutz объемом 4,8 л. Серийно этот автомобиль не выпускался.
Двигатель |
Deutz TCD-2013 L04 4V |
Мощность двигателя, л.с. |
215 при 2300 об/мин |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Габаритные размеры, мм |
7200×2500х3070 |
База, мм |
3800 |
Число мест в кабине |
6 |
Полная масса, кг |
11900 |
Скорость, км/ч |
100 |
Цистерна для воды, л |
3200 |
Бак для пенообразователя, л |
170 |
Пожарный насос |
НЦПК-40/100-4/400В1Т, центробежный, 2-ступенчатый |
Комфортабельный автобус малого класса. Выпускался с 1970 по 1991 год. На автобус устанавливались две модели двигателя: ЗиЛ-508 и ЗиЛ-509. Всего изготовлено 26 таких машин.
Двигатель |
V8, верхнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
150 (Зил-508) и 175 (ЗиЛ-509) при 3200 об/мин |
Количество мест |
16 + водитель |
Габаритные размеры, мм |
6910×2120х2035 |
База, мм |
3760 |
Полная масса, кг |
5321 |
Радиус поворота, м |
7,5 |
Скорость, км/ч |
140 |
Представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин (с перегородкой). Базовая машина семейства ЗиЛ-4104—4105 (бронированный). С 1988 по 2000 год выпущено 428 машин всех модификаций.
Двигатель |
V8, верхнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
315 при 4400—4600 об/мин |
Трансмиссия |
3-ступенчатая, гидромеханическая |
Количество мест |
7 |
Габаритные размеры, мм |
6330×1500х2086 |
База, мм |
3880 |
Полная масса, кг |
4110 |
Радиус поворота, м |
8,25 |
Скорость, км/ч |
190 |
Пятиместный седан на базе лимузина ЗиЛ-41047, выпускался как машина сопровождения. За счет уменьшения длины до 5750 мм и снижения массы до 3160 кг, обладает более высокими динамическими показателями, чем базовый лимузин. Изготовлено 26 экземпляров.
Парадный кабриолет, изготовленный в количестве 3-х экземпляров в 2010 году для парадов на Красной площади. Заказчик, однако, предпочел автомобили другого производителя, с импортной ходовой частью.
Двигатель |
V8, верхнеклапанный, карбюраторный |
Мощность двигателя, л.с. |
280 при 4400—4600 об/мин |
Трансмиссия |
3-ступенчатая, гидромеханическая |
Количество мест |
4, включая водителя |
Габаритные размеры, мм |
6000×1960х1730 |
Полная масса, кг |
3500 |
Радиус поворота, м |
7,4 |
Скорость, км/ч |
140 |
Другие статьи, связанные с автомобилями ЗиЛ, можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два