Экскурсия по Мосфильму: Такси на Дубровку заказывали?
В середине марта в Москве, в одном из павильонов киноконцерна «Мосфильм», состоялся предпремьерный показ фильма «Путешествие в экстрим», снятого компанией Shell совместно с каналом Дискавери. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь.
А вот после презентации нового фильма для всех гостей была организована экскурсия по «Мосфильму», с посещением автомобильного музея киностудии. Именно этой экскурсии и посвящен данный фоторепортаж.
Заранее прошу извинить меня за некоторую «скомканность» подачи материала, но экскурсия продолжалась не очень долго, и задержаться где-либо подольше не было никакой возможности.
Экскурсия началась с посещения декорации «Старая Москва». Построена она была в 2003 году для съемок фильма «Всадник по имени смерть» (режиссер-постановщик К.Шахназаров, художник-постановщик Л.Кусакова). Декорация оказалась настолько удачной, что не успели начать ее разбирать после окончания съемок, как к руководству киностудии обратились с просьбой предоставить ее для другого проекта. А потом еще, и еще… В общем, так и не стали разбирать «Старую Москву», и она периодически используется для киносъемок. После «Всадника…», здесь снимались также «Статский советник», «Гибель империи», «Мертвые души», «Доктор Живаго».
В углу «Старой Москвы» сделан специальный навес, под которым «окопался» действующий макет танка T-VI H Тигр.
Изготовлен он был макетной студией «Рондо-С» (Самара) для кинокартины «Белый Тигр» (режиссер-постановщик К.Шахназаров, 2012 год).
После уличных декораций, нас повели в помещение музея. Здесь хранятся костюмы, макеты, фотографии, и прочие «мелочи» кинопроизводства. Вот, например, диорама с макетами православных храмов и гражданских построек Древней Руси. Здесь можно увидеть храм Христа Спасителя, Благовещенский собор, Успенский собор, церковь Иоанна Лествичника, колокольню «Иван Великий», «Новгородский храм», Знаменскую часовню при Спасской башне. Список даже основных фильмов, в которых снимались эти макеты, впечатляет.
«Борис Годунов», 1954 год
- Режиссер В.Строева
Комбинированные съемки
- Операторы А.Ренков, Н.Ренков
- Художники Н.Звонарев, З.Морякова
«Хованщина», 1959 год
- Режиссер В.Строева
Комбинированные съемки
- Оператор И.Фелицын
- Художник Н.Звонарев
«Война и мир», 1965—1967 годы
- Режиссер С.Бондарчук
Комбинированные съемки
- Оператор Г.Айзенберг
- Художники М.Семенов, Ф.Красный, П.Сафонов
«Борис Годунов», 1986 год
- Режиссер С.Бондарчук
Комбинированные съемки
- Оператор Ю.Орешкин
- Художник Ю.Чекмарев
Диораму для музейной экспозиции сделали В.Васильев и В.Клименков.
Вот макеты немецкого корабля и подводной лодки, сделанные для съемок фильма «Командир счастливой „Щуки“» 1972 года (режиссер Б.Волчек). Именно в этом фильме Петр Вельяминов сыграл одну из своих самых ярких ролей —
капитана 3-го ранга, командира подводной лодки Щ-721 Алексея Петровича Строгова.
Еще одна «морская» диорама с макетами кораблей для кинокартины «Богатство» 2004 года. Режиссер фильма Э.Уразбаев, комбинированные съемки выполнили Ю.Орешкин, П.Хурумов и А.Доброхотов.
Диораму для музейной экспозиции сделали В.Васильев и В.Клименков.
Действующая диорама посвящена первому советскому «ужастику» — вышедшему на экраны в 1967 году кинофильму
«Вий» (режиссеры К.Ершов и Г.Кропачев). Правда, учитывая то, что музей посещают дети, диораму сделали не такой страшной — панночка не летает в гробу, а только движется вперед-назад, а Хома Брут не падает замертво, а лишь вертит головой.
А вот витрина с костюмами из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 года, снятого режиссером Леонидом Гайдаем. Это был последний из снятых Гайдаем фильмов с участием тройки Трус-Балбес-Бывалый в исполнении Г.Вицина, Ю.Никулина и Е.Моргунова.
В отдельной витрине выставлены образцы холодного и огнестрельного оружия, использовавшегося при съемках многих фильмов. Там даже пулемет «Максим» имеется...
Образцов техники в этом здании совсем немного, но они есть, и какие! Вот, полюбуйтесь: дагестанская арба XIX века. Арба -двухколесная высокая повозка для перевозки людей и грузов, запрягаемая волами. Реконструкция арбы проведена на основе частично сохранившихся повозок из экспозиций музеев городов Махачкалы и Буйнакска. Единственная уцелевшая подлинная арба XIX века представлена в экспозиции Ахтынского краеведческого музея (Республика Дагестан).
При выходе из этого здания установлены две пушки. Это ¼-пудовые «Единороги» образца 1805 года. «Единорог» — гладкоствольное артиллерийское орудие, состоявшее на вооружении конной артиллерии русской армии. Ствол орудия бронзовый, длиной 1399 мм и массой 321,5 кг. Дальность стрельбы «Единорога» составляла 1050 м при массе ядра 4,019 кг. Действующие модели орудий изготовлены по заказу киноконцерна «Мосфильм».
Ну а теперь о самом «вкусном». Отдельный павильон отведен под коллекцию автомобилей и экипажей, снимавшихся в различных кинофильмах. Прямо перед входом расставлены несколько машин, но фотографировать их из-за сугробов было бесполезно.
Единственное, что удалось запечатлеть — вот такой бутафорский трамвайчик на пневматических шинах.
Заходим внутрь — и оказываемся в царстве «железных коней» и конных экипажей. Даже велосипедам здесь нашлось место, правда, ни одной таблички рядом с ними не наблюдается.
Впрочем, табличек нет не только у велосипедов. Вот мотоцикл «Урал». Кто угадает, в каком фильме он снимался?
Или этот «Урал» с коляской, в окраске ГАИ — в какой картине нарушителей преследовал?
А уж из какого фильма вот этот красавец Даймлер, я даже гадать не берусь…
Впрочем, не все так грустно. У большинства машин таблички все-таки установлены. Начнем с «легкового» зала.
Немецкий Опель П-4 1934 года. Снимался в кинофильмах: «Приказано уничтожить», «Московская сага», «Любовь, одна любовь».
Советский мотоцикл «Киевлянин» 1949 года. Снимался в кинофильмах: «Зеркало для героя», «Московская сага».
Линейку машин советского периода открывает ЗиС-110 1945 года. Снимался в кинофильмах: «Похороны Сталина», «Ближний круг», «Круг», «Друзья и годы», «Чистое небо», «Годы илюди», «Парк советского периода».
Красавец ЗиС-101 1936 года. Снимался в кинофильмах: «Старые клячи», «Московские дворики», «Московская сага», «Хозяйка гостиницы», «Желанная».
Мечта советских чиновников среднего уровня — ГАЗ-12 ЗиМ 1950 года. Снимался в кинофильме «Дело пестрых».
Наш ответ ФИАТу — ЗАЗ-965 1960 года. Снимался в кинофильме «Исчезнувшая империя». Присмотритесь: на заднем плане расположился автомат для продажи газированной воды. Я такие только в кино видел.
Легенда отечественного автопрома ГАЗ-21 «Волга» 1964 года. От списка кинофильмов, в которых снимался именно этот автомобиль, перехватывает дыхание: «Берегись автомобиля», «Три тополя на плющихе», «Бриллиантовая рука», «Яды». Позади него тоже расположился автомат для газировки, но более позднего периода — такие я хорошо помню.
Плавно переходим к зарубежному автопрому. Еще одна легенда советского кинематографа — Мерседес-Бенц 1938 года. Снимался в кинофильмах: «Освобождение», «Битва за Берлин», «Ожидание полковника Шалыгина», «Щит и меч», «Судьба человека», «Семнадцать мгновений весны», «Тегеран-43», «Весна на Одере», «Джокер», «Гудбай, Америка!».
Еще один немец — БМВ-321 1940 года. Снимался в кинофильмах: «По тонкому льду», «Освобождение», «Хозяйка гостиницы», «Московская сага», «Диверсант».
Американский довоенный Паккард. Снимался в кинофильмах: «Приказано уничтожить», «МУР», «Шпионский роман».
Бюик-6 1938 года. Снимался в кинофильмах: «Тегеран-43», «Любовь к тебе, как бедствие».
Еще один Бюик, кабриолет 1941 года. Снимался в кинофильмах: «МУР», «Шпионский роман».
Образец автопрома социалистической Чехословакии — Татра-603 1960 года. Снимался в кинофильме «Исчезнувшая империя».
Американский трактор Фордзон 1913 года. По лицензии такие трактора выпускались в 20-е годы на Путиловском заводе в Ленинграде. Снимался в кинофильмах: «Вечный зов», «Хлеб и розы».
Переходим в «грузовой» зал. Хотя стоят здесь не только грузовики… Вот полугусеничный мотоцикл НСУ-Кентавр, выпущенный в Германии в 1937 году. Снимался в кинофильмах: «Звезда», «Хозяйка гостиницы», «Штрафбат».
«Новодел»-пародия на французский Пежо-Бебе 1913 года. На оригинал похож отдаленно, однако снимался в кинофильмах: «Гибель империи», «Любовь, одна любовь», «Любовь к тебе, как бедствие».
Еще один «новодел» — на этот раз российский Руссо-Балт К 12-20 1911 года. На оригинал похож чуть больше, чем Пежо-Бебе. Снимался в кинофильмах: «Гибель империи», «Любовь, одна любовь», «Грехи отцов», «Всадник по имени смерть», «Есенин».
Бронеавтомобиль Остин-Путиловский, хорошая копия русского броневика 1916 года. (Как раз с подобного броневика выступал Ильич у Финляндского вокзала. Помните считалочку «Это что за большевик лезет к нам на броневик?»?) Снимался в кинофильмах: «Парк советского периода», «Служили два товарища», «Олеко Дундич», «Бег», «Первая конная», «Шестое июля».
Пожарный ГАЗ-АА ПМЗ-1 1934 года. Снимался в кинофильмах: «12 стульев», «Вечный зов», «За кремлевской стеной».
Германский грузовик Магирус 1912 года. Не берусь сказать, оригинал или копия. Снимался в кинофильмах: «Шестой», «Бег», «Цареубийца», «Грехи отцов», «Гибель империи», «Голова Гоголя».
Британский Роллс-Ройс 1913 года. Вряд ли оригинал, скорее «новодел». Снимался в кинофильмах: «Трактир на Пятницкой», «Первая конная», «Неуловимые мстители», «Корона Российской Империи», «Директор», «Цареубийца» и других.
А вот и легендарный Жегловский «Фердинанд», ЗиС-8 1936 года. Именно в этом автобусе Копытин кричал «Стреляй, Глеб Егорыч, уйдут, проклятые!» Снимался в кинофильмах: «Место встречи изменить нельзя», «Багровый снег снегопада», «Диверсант», «МУР», «Небо в огне».
Переходим в третий зал. Он отдан во власть конных экипажей. Разумеется, оригинальных повозок здесь нет — все экспонаты изготовлены специально для киносъемок, с той или иной степенью достоверности.
Открывает экспозицию боевая тачанка времен Гражданской войны, ориентировочно 1919 года. Снималась в кинофильмах: «Бег», «Хмурое утро», «Адъютант его превосходительства», «Огненные версты», «Служили два товарища», «Срочно. Секретно. ГУБЧЕКА».
Русская пролетка середины XIX века. Снималась в кинофильмах: «Трактир на Пятницкой», «Новые приключения неуловимых», «Сватовство гусара», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
Русское ландо середины XIX века. Снималось в кинофильмах: «Война и мир», «Анна Каренина», «Евгения Гранде».
Российская карета середины XVIII века. Снималась в кинофильме «Гардемарины, вперед!».
Российская карета а-ля XVIII век. Снималась в кинофильме «Институт благородных девиц».
Российская карета середины XIX века. Снималась в кинофильмах: «Война и мир», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Формула любви».
Русские сани-возок середины XIX века. Снимались в кинофильмах: «Война и мир», «Анна Каренина».
Еще одни русские сани середины XIX века. Снимались в кинофильмах: «Метель», «Петербургская ночь».
Декорации к кинофильму «Андерсен. Фантазии на тему.» (режиссер Э.Рязанов, художник Л.Кусакова). Представляют собой уголок города Оденса и почтовый дилижанс.
Декорация конюшни. Упряжи и седла использовались в кинофильмах: «Анна Каренина», «Формула любви», «Барышня-крестьянка», «Мещерские», «Михайло Ломоносов».
Немного не в тему, но сайт ведь не только об автомобилях? Коллекция «Мосфильма» ручных типографских прессов, в основном немецкого производства.
На выходе из этого павильона я увидел вот такой вот ручной пожарный насос. Судя по размеру грибов и бубликов, которыми он обвешан, предназначена эта красота для съемок в какой-нибудь детской сказке.
Жаль, что из-за сугробов не удалась уличная съемка. Вот вдали закопался в снежок советский истребитель времен Великой Отечественной войны.
И русские орудия образца 1810 года удалось снять только издалека. Обидно, ведь они снимались в кинофильмах: «Война и мир» (режиссер С.Бондарчук), «Ватерлоо» (режиссер С.Бондарчук), «Емельян Пугачев» (режиссер А.Салтыков), «Тот самый Мюнхгаузен» (режиссер М.Захаров), «Чокнутые» (режиссер А.Сурикова).
Остается только надеяться, что удасться совершить еще одну экскурсию на «Мосфильм», летом.
Вы также можете посмотреть другие статьи об автомобилях-киногероях.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два