Первый российский карьерник и 100-тонный автопоезд завода Тонар
29 марта ООО Машиностроительный завод «Тонар» провело презентацию своих новых разработок, на которой были представлены карьерный самосвал Тонар-4525 грузоподъемностью 45 тонн с объемом кузова 25 м³ и автопоезд Тонар-9540 с боковой разгрузкой грузоподъемностью 95,7 тонн. Презентация прошла в два этапа — сначала на площадке готовой продукции был представлен автопоезд, после чего на одном из песчаных карьеров Орехово-Зуевского района в работе можно было посмотреть Тонар-4525.
Самосвалы серии 9540 уже достаточно хорошо известны на рынке. Они представляют из себя двухсекционные полуприцепы с боковой разгрузкой. Каждая из секций полуприцепа опирается на трехосную тележку, причем завод использует оси собственного производства. Подвеска осей зависимая, на продольных упругих рычагах с пневматическими упругими элементами и телескопическими гидравлическими амортизаторами. Ошиновка всех осей односкатная. Грузоподъемность автопоезда с таким полуприцепом составляет 64,5 тонны при общем объеме кузовов 48,3 м³. Один из таких полуприцепов я сфотографировал на заводской площадке, вот он.
29 марта Тонар показал новый вариант полуприцепа 9540 грузоподъемность которого увеличена почти до 100 тонн (если быть совсем точным, до 95,700 кг). Естественно, ходовая часть и подвеска были усилены, оси получили двойные скаты. Кроме того, самосвал получил двухсекционный боковой борт с гидравлическим управлением каждой секцией. Общие виды автопоезда и деталировку можно посмотреть в фотогалерее ниже. Кстати, обратите внимание: управление разгрузкой осуществляется с выносного пульта, подключаемого к панели слева за кабиной тягача. Разработчики сказали, что в дальнейшем они планируют заменить такую схему беспроводным пультом управления.
[svgallery name="2013 Tonar-9540"]
Вот здесь я предлагаю небольшое видео с процессом разгрузки заднего кузова.
А на этом фото представлены технические характеристики нового полуприцепа.
Карьерный самосвал Тонар-4525 является новинкой не только для завода — это первый «карьерник» российского производства. Ни один отечественный завод до сих пор не обращал свое внимание на машины этого класса, хотя они пользуются устойчивым спросом. Технические характеристики нового самосвала можно посмотреть на сканах с проспекта — верхняя картинка — данные шасси, нижняя — габаритный чертеж и характеристики кузова.
В фотогалерее вы можете ознакомиться как с внешним видом машины, так и с ее отдельными узлами. Хочу выразить благодарность своему коллеге Александру Климнову, оказавшему неоценимую помощь при съемке интерьера кабины.
[svgallery name="2013 Tonar-4525"]
Говорить, что новый самосвал абсолютно безупречен, я не стану. Очень много вопросов вызывает процесс посадки в кабину. Поручни расположены высоковато (левый вообще откровенно неудобен), и это при моем росте 182 см. Что говорить о менее рослых людях? Но даже ухватившись за оба поручня, оказываешься почти прижат к боковой панели крыла с вырезами-ступеньками (кстати, далеко не чистыми). Теперь шаг на первую ступеньку и… так как она подвешена на двух гибких тросиках, нога моментально уходит под кузов, и вся грязь с крыла оказывается на одежде. На мой взгляд, жесткая откидная подножка была бы здесь более функциональна. Да и ручка-поручень на двери не помешала бы.
Теперь предлагаю вашему вниманию несколько интересных машин, снятых мной на площадке готовой продукции, но оставшихся за рамками презентации.
Вот полуприцеп для перевозки картофеля модели 952350. Тонар занимается выпуском и специальной техники для нужд агропромышленного комплекса. Однако на выставках такую технику почти не встретишь — она сразу уходит к заказчику.
И снова вернемся к теме строительных самосвалов. Вот полуприцеп модели 95236 грузоподъемностью 65 тонн и объемом кузова 61 м³. Разгрузка осуществляется на сторону, борт составной, с гидроуправлением каждой секцией. Но самое интересное в этом автопоезде — тягач. Это усиленная версия трехосного тягача Тонар-6428 для тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации, предназначенная для работы с полуприцепами большой грузоподъемности. Потребителю эти тягачи предлагаются с начала марта 2013 года в двух вариантах: с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 24 или 32 тонны. На машине повышенной грузоподъемности установлена уже не пневморессорная, а балансирная задняя подвеска. Также использованы увеличенные колеса с посадочным размером 24 дюйма, усиленная балка переднего моста. Для обоих вариантов исполнения в трансмиссии применены 16-ступенчатые механические коробки передач с синхронизаторами и двухдисковое фрикционное сухое сцепление.
Раз уж зашла речь о грузовиках собственного производства Тонар, сделаю небольшое лирическое отступление. Когда в самый разгар кризиса, в 2009 году, Машиностроительный завод «Тонар» объявил о намерении выпускать грузовые автомобили, немногие всерьез воспринял эти «утопические» планы. Тем не менее сегодня серийные грузовики Тонар – объективная реальность!
Во время съемки в карьере нового самосвала, я отснял несколько обычных самосвалов Тонар, которые, судя по их виду, работают здесь уже не первый год. Как говорится, качество проверено временем…
Здесь можно посмотреть другие статьи о технике завода Тонар.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст: Леонид Кузнецов
Фото: Леонид Кузнецов, Александр Климнов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два