Военно-Исторический аукцион в США: техника Германии
8 декабря 2012 года в США, в Национальном Военно-Историческом Центре, прошел аукцион военной техники периода Второй Мировой войны. Предлагаю Вашему вниманию обзор представленной на нем техники. Сразу скажу — русских машин на аукционе не было. Так как лотов было много, я разделил его на несколько статей, каждая будет посвящена технике одной из воевавших стран. Самое большое количество лотов составляли машины Вермахта, с них я и начну.
Лот № 138
1939 Adler W61
Предполагаемая цена, $: 20000-30000
Цена продажи, $: 12000
Производитель: Adler-Werke vorm. Heinrich Kleyer AG, Frankfurt
Год выпуска: 1939
Двигатель: Adler, бензиновый, шестицилиндровый, с водяным охлаждением, 2,5 л, 58 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 4980×1960х2030
База, мм: 3300
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 2250
Скорость, км/ч: 80
За основу конструкции легкого полуторатонного грузовика W61 взято шасси легкового автомобиля Адлер, на которое установлены двухместная кабина с мягким верхом и грузовой кузов. Выпускались также закрытые машины с кузовом фургон, которые использовались как радио- или санитарные машины. Общий выпуск W61 невелик — построено 500 штук всех типов.
Лот № 165
1944 Auto Union HL kl 6p Half-Track Tractor
Предполагаемая цена, $: 50000-75000
Цена продажи, $: 75000
Производитель: Auto-Union AG, Chemnitz & Siegmar-Schonau Germany
Год выпуска: 1944
Двигатель: бензиновый шестицилиндровый Maybach HL 42 TUKRM с водяным охлаждением, 4,2 л, 100 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 5560×2000х2180 (по тенту)
Тормоза: с пневматическим и гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 5100
Грузоподъемность, кг: 2500
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG42 7,92 мм
Скорость, км/ч: 48
Из всех выпускаемых полугусеничных тягачей класса 3-тонны в Германии, Ауто Унион дольше всех оставался на конвейере — вплоть до 1944 года. Положение с сырьем в Германии было катастрофическим, и цельнометаллический кузов машины был заменен деревянной кабиной с упрощенной грузовой платформой. Однако это не помогло, и общее количество выпущенных в 1944 году Ауто Унионов не превышает нескольких сотен.
Лот № 145
1943 BMW R75 с коляской
Предполагаемая цена, $: 20000-30000
Цена продажи, $: 38000
Производитель: Bayerische Motoren Werke AG, Munich, Germany
Год выпуска: 1943
Двигатель: BMW, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 746 см³, 26 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 2440×1750х1010
База, мм: 1470
Тормоза: гидравлические сзади, механические спереди
Снаряженная масса, кг: 427
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 7,92 мм
Скорость, км/ч: 92
R75 является, наверное, самым известным мотоциклом Второй Мировой войны. Многие особенности конструкции современных мотоциклов БМВ впервые нашли применение именно на этой модели. Мотоцикл был полноприводным, при этом коляска имела характерный дизайн, с отделением в задней части для перевозки аммуниции и боекомплекта пулемета. Солдаты окрестили это отделение «сундук для шнапса». Общий выпуск составил 16510 штук.
Лот № 113
1939 Borgward B3000S/O
Предполагаемая цена, $:30000-40000
Цена продажи, $: 11500
Производитель: Carl F.W. Borgward GmbH, Bremen
Год выпуска: 1939—1944
Двигатель: Borgward, бензиновый, шестицилиндровый, с водяным охлаждением, 3,7 л, 78 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 5-1
Габариты, мм: 6550×2300х2970 (по тенту)
База, мм: 3760
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 3600
Грузоподъемность, кг: 3000
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 80
Одна из моделей трехтонного грузовика, созданная в рамках требований стандартизации автопарка по «Плану Шелла». Богрвард В3000 выпускался как с бензиновым, так и с дизельным двигателем (4,9 л, 75 л.с.), а также в двух вариантах привода: 4×2 (тип S) и 4×4 (тип А). В войсках машина популярностью не пользовалась. По отзывам солдат, особенно воевавших в России, сцепление было настолько ненадежным, что зачастую это угрожало безопасности движения. Трубки радиатора были слишком короткими, и в тяжелых условиях движения двигатель быстро «вскипал». В условиях холодной русской зимы очень много проблем возникало с системой рулевого управления. Несмотря на все недостатки, до конца войны выпущено около 30000 машин.
Лот № 143
1943 Borgward L1400 Cargo Truck
Предполагаемая цена, $: 25000-35000
Цена продажи, $: 26000
Производитель: Carl F.W. Borgward GmbH, Bremen
Год выпуска: 1943
Двигатель: Borgward, верхнеклапанный, бензиновый, четырехцилиндровый, с водяным охлаждением, 1,4 л, 33 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 4650×1650х1980 (по тенту)
База, мм: 2840
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 2500
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 72
Боргвард был единственным заводом в Германии, выпускавшем машины грузоподъемностью в 1 тонну после принятия «Плана Шелла» в 1938 году. Началось все с выпуска модели В1000, которую позднее сменила модель L1400. Как и многие грузовики того времени, он получил деревянную упрощенную кабину. Общее количество выпущенных грузовиков очень невелико.
Лот № 157
1942 Borgward H kl 6 Half-Track
Предполагаемая цена, $: 150000-175000
Цена продажи, $: 145000
Производитель: Carl F.W. Borgward GmbH, Bremen, Germany
Год выпуска: 1942
Двигатель на машине отсутствует. По заводской спецификации, устанавливался бензиновый шестицилиндровый Maybach HL 42 TUKRM с водяным охлаждением, 4,2 л, 100 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 5560×2000х2185 (по тенту)
Тормоза: пневматические с гидравлическим управлением
Снаряженная масса, кг: 5750
Грузоподъемность, кг: 3000
Бронирование, мм: нет
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Экипаж, чел: 9+водитель
Скорость, км/ч: 48
Разработка полугусеничных военных машин в Германии началась в 1934 году. В основном их предполагалось использовать в качестве артиллерийских тягачей. Представленный здесь Borgward H kl 6 относится к тягачам класса 3-тонны, его производство началось в 1937 году. Помимо Боргварда, выпуском тягачей этого класса занимались еще три фирмы. Из общего количества 3-тонных тягачей 8800 штук, 2067 были изготовлены Боргвардом. Тягачи класса 3-тонны использовались для буксировки 105-мм гаубиц, а позднее 75-мм противотанковых пушек, вместе с боевым расчетом и боекомплектом. Кроме того , ходовая часть тягача 3-тонны была использована для создания бронетранспортеров Sdkfz-251, выпуск которых оказался существенно больше — около 15000 штук.
Лот № 137
1942 Bussing-NAG 4500 A-1 4×4
Предполагаемая цена, $: 20000-30000
Цена продажи, $: 13500
Производитель: Bussing-NAG, Vereinigte Nutzkw. AG, Germany
Годы выпуска: 1941—1945
Двигатель: Bussing-NAG, дизель, шестицилиндровый, с водяным охлаждением, 7,4 л, 105 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 5-1
Габариты, мм: 8180×2390х3150 (по тенту)
База, мм: 4877
Тормоза: с пневмогидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 6000
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 70
Классический пример грузового автомобиля «тяжелого» класса, по классификации «Плана Шелла». Большая колесная база позволяла использовать эти грузовики для перевозки легкой военной техники. 4500 А выпускался с несколькими типами кузовов, включая эвакуатор и ремонтную мастерскую. До конца войны изготовлено около 15000 машин.
Лот № 105
1942 DKW 500
Предполагаемая цена, $: 10000-15000
Цена продажи, $: 6300
Производитель: Auto-Union AG, Werke DKW, Zschopau, Germany
Год выпуска: 1942
Двигатель: DKW, двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения, 498 см³, 16 л.с., топливо смешанное
Количество передач: 4, с ножным и ручным переключением
Габариты, мм: 2160×860х940
База, мм: 1400
Тормоза: механические
Снаряженная масса, кг: 186
Экипаж, чел: 1-2
Скорость, км/ч: 105
ДКВ был самым крупным производителем мотоциклов в довоенной Германии, мотоциклы этой марки были неоднократными призерами в различных спортивных состязаниях. Представленный здесь ДКВ был единственным мотоциклом с двигателем 0,5 л, который использовался Вермахтом в боевых действиях. Мотоцикл выпускался как в одноместном, так и в двухместном вариантах. Некоторое количество машин были выпущены с коляской.
Лот № 107
1936 Daimler-Benz L5000D
Предполагаемая цена, $: 10000-20000
Цена продажи, $: 15000
Производитель: Daimler-Benz AG, Gagganau, Germany
Год выпуска: 1936
Двигатель: Mercedes-Benz OM5S, дизель, 6 цилиндров, водяное охлаждение, 6,8 л, 95 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 5-1
Габариты, мм: 6900×2300х2800 (по тенту)
База, мм: 3990
Тормоза: с пневмогидравлическим управлением
Снаряженная масса, кг: 7000
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 72
Этот Даймлер-Бенц модели L5000D является типичным примером тяжелого грузовика немецкой армии довоенного периода. Немецкие военные всегда мечтали о моторизации армии. Однако в условиях ограничений, поставленных Германии после Первой Мировой войны, разразившегося мирового кризиса, да и просто ограниченности бюджета, выход был один — закупать для нужд армии обычные гражданские автомобили. Это привело к тому, что в армии использовалось огромное количество разнотипных машин, что усложняло и эксплуатацию, и обслуживание. Конец этому был положен в 1938 году, с введением «Плана Шелла». Грузовик L5000D в этот план не вписывался, и продолжал использоваться в армии только на вспомогательных перевозках в тылу.
Лот №174
1935-45 Daimler-Benz DB10 SdKfz 8
Предполагаемая цена, $: 200000-250000
Цена продажи, $: 200000
Производитель: Daimler-Benz
Годы выпуска: 1935—1945
Двигатель на машине отсутствует; по заводской спецификации устанавливался бензиновый 12-цилиндровый V- образный Maybach HL 85 TUKRM с водяным охлаждением, 185 л.с.
Габариты, мм: 7310×2500х2790 (с поднятым тентом)
База, мм:
Тормоза:
Снаряженная масса, кг: 13000
Бронирование, мм: нет
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Экипаж, чел: до 13
Скорость, км/ч: 48
Производство тяжелых 12-тонных артиллерийских тягачей Даймлер-Бенц начал в 1935 году, поставив на конвейер модель DB7. Выпуск модернизированного тягача DB10 начался накануне Второй Мировой войны. Эти машины были предназначены для транспортировки 170-мм полевых орудий и 210-мм гаубиц. Так как масса этих артиллерийских систем составляла от 18 до 19 тонн, для перевозки каждой требовалось два тягача — один для орудия, один для лафета. Кроме мест для боевого расчета орудия, на тягаче имелся также грузовой отсек для боекомплекта.
Лот №150
1943 Ford «Maultier»
Предполагаемая цена, $: 75000-100000
Цена продажи, $: 42000
Производитель: Ford of Germany
Годы выпуска: 1942—1944
Двигатель: Ford, бензиновый, восьмицилиндровый, с водяным охлаждением, 3,9 л, 95 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 6420×2280х2820 (по тенту кузова)
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 4000
Грузоподъемность, кг: 2000
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 40
Состояние дорог на восточном фронте, после вторжения Германии в СССР, делало почти невозможным своевременный подвоз боеприпасов и прочих грузов для наступающей армии. Приходилось придумывать новые способы, и одним из них стало создание машин, получивших общее название «Мул» (Maultier). Первые такие машины были переоборудованы техниками Второй Танковой дивизии СС «Дас Райх» в 1942 году. За основу брался стандартный грузовик Форд, у которого укорачивался карданный вал, а вместо задних колес монтировались гусеничные тележки от легкого транспортера типа Карден-Ллойд. Машина теряла тонну грузоподъемности, зато получала возможность хоть как-то передвигаться по бездорожью. Массовое производство таких конверсий было налажено на заводах Форда в Колоне (Нидерланды) и Аснере (Франция). До 1944 года успели выпустить около 15000 машин. На некоторые из них устанавливались 20-мм зенитные пушки.
Лот № 170
1940-41 Hanomag S.P.W. Ausf. C SdKfz 251/1
Предполагаемая цена, $: 200000-250000
Цена продажи, $: 160000
Производитель: Hanomag-Hannoversche Maschinenbau AG
Годы выпуска: 1940—1943
Двигатель: бензиновый шестицилиндровый Maybach HL 42 TUKRM с водяным охлаждением, 4,2 л, 100 л.с.
Габариты, мм: 5790×2130х2130 (со щитом пулемета)
Снаряженная масса, кг: 9000
Бронирование, мм: лоб 14,5-мм (наклон 14°), борта и сзади 8-мм (наклон 35°), пол 6-мм
Экипаж, чел: до 12
Скорость, км/ч: 53
Бронетранспортер SdKfz-251, исполнение С, является третьим поколением машин этого типа, производившихся фирмой Ганомаг. От машин предыдущих поколений его можно легко отличить по бронированию капота: однолистовое бронирование носовой части вместо двухлистовой, отсутствие открытых воздухозаборников в верхней части, бронированные экраны воздухозаборников в боковых стенках капота. Изменилась также и форма крыльев над гусеничной тележкой. Бронемашина выпускалась более в чем двадцати модификациях, включавших санитарную, командирскую, и машину для борьбы с танками.
Лот № 131
1940 Horch Type EFm 4×4
Предполагаемая цена, $:50000-75000
Цена продажи, $: 150000
Производитель: Auto Union AG Werk Horch, Zschоpau & Zwickau
Год выпуска: 1940
Двигатель: Auto Union/ Horch, бензиновый, восьмицилиндровый, с водяным охлаждением, 3,5 л, 80 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 4775×1900х2080
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 2500
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 96
В 1937 году на вооружение Германской армии начал поступать этот автомобиль, специально спроектированный для использования на бездорожье, в условиях военных действий. Однако Ауто Унион организовал выпуск этих машин как на своем заводе в Цвиккау, так и на заводе Опеля в Цшопау. При этом двигатели, естественно, устанавливались разные — V-8 на заводе Хорьх и рядная шестерка на Опеле. Но это еще не все. Автомобили имели разное электрооборудование, системы подачи топлива, выпуска отработанных газов и охлаждения, сцепления и узлы трансмиссии. Это сразу же оценили ремонтные бригады, занятые обслуживанием этих машин, особенно с началом войны. Из-за невзаимозаменяемости большинства деталей, Хорьхи Efm часто оказывались «не у дел», хотя их проходимость не вызывала нареканий. Благодаря установленным по бокам запасным колесам, при преодолении насыпей машина через них перекатывалась, а не «садилась брюхом». Общий выпуск составил около 14900 автомобилей.
Лот № 134
1945 Krupp 8.8-cm Raketenwerfer 43
Предполагаемая цена, $: 10000-15000
Цена продажи, $: 13000
Производитель: Krupp / Rheinmetall
Годы выпуска: 1944—1945
Габариты, мм: 2870×1025х895
Масса, кг: 146 в боевом состоянии
Калибр, мм: 88
Расчет, чел: 4
Скорострельность, выстрелов в минуту: 10
Прицельная дальность стрельбы, м: 250
Противотанковое орудие для стрельбы реактивными снарядами. При проектировании ставилась цель создать передвижное орудие с дальностью стрельбы, как минимум в три раза превышающей дальность стрельбы ручного гранатомета. Она была достигнута (максимальная дальность возросла с 200 до 700 метров), но при этом масса заряда увеличилась в 16 раз ( с 900 граммов до 147 килограммов). Выпущено 3150 таких орудия, а их боевое применение ограничилось действиями против союзнических войск в Нормандии.
Лот № 172
1941 Krupp 8.8-cm Flak 36
Предполагаемая цена, $: 40000-50000
Цена продажи, $: 65000
Производитель: Krupp / Rheinmetall
Годы выпуска: 1933—1945
Калибр, мм: 88
Габариты, мм: 4670×2310х2590
Масса, кг: 7900
Дальность стрельбы, км: 14,5 по горизонтали, 10,4 по вертикали
Экипаж, чел: до 10
Скорость стрельбы, выстрелов в минуту: 15-20
Эта пушка признана многими историками лучшим артиллерийским орудием Второй Мировой войны. Изначально созданная для борьбы с воздушными целями, она успешно применялась и для борьбы с танками, и для подавления стационарных огневых точек. Боевое крещение орудие получило в ходе Гражданской войны в Испании, а позднее успешно сражалось и в Африке против британских войск, и в СССР против Красной Армии. По состоянию на август 1944 года, Германия имела почти 11000 таких орудий.
Лот № 135
1944 Magirus-Deutz RSO/03
Предполагаемая цена, $: 15000-25000
Цена продажи, $:39000
Производитель: Magirus-Deutz, Cologne, Germany
Годы выпуска: 1944—1945
На проданном тягаче отсутствуют двигатель и трансмиссия. По заводской спецификации, на машине стоял четырехцилиндровый дизель с водяным охлаждением Deutz F4L514, 5,3 л, 65 л.с.
Габариты, мм: 4420×2030х2540
Снаряженная масса, кг: 3800
Масса буксируемого прицепа, кг: 3000
Вооружение (могло быть установлено): 20-мм зенитная пушка
Скорость, км/ч: 17,7
Производство артиллерийского тягача RSO/03 началось в 1944 году, он заменил на конвейере тягач RSO/01. Война близилась к концу, Германия начала испытывать нехватку сырья, и новый тягач отличался упрощенной конструкцией. В частности, цельнометаллическая кабина была заменена деревянной, с фанерной обшивкой и мягким верхом. Основная масса RSO/03 отправлялась на Восточный фронт. По бокам кузова подвешены специальные уширители гусениц для движения по грязи или снегу. Общий выпуск — 15557 тягачей.
Лот №127
1942 Mercedes-Benz L3000S фургон
Предполагаемая цена, $: 30000-40000
Цена продажи, $:32000
Производитель: Mercedes-Benz AG, Stuttgart-Unterturkheim
Год выпуска: 1942
Двигатель: Daimler-Benz OM65/4, дизель, четырехцилиндровый, с водяным охлаждением, 4,8 л, 75 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 5-1
Габариты, мм: 5840×2280х2920 по фургону
База, мм: 4320
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 6750
Скорость, км/ч: 80
Трехтонные Мерседесы L3000S были распространены в Вермахте, но не пользовались такой популярностью, как грузовики Опель Блитц. Их проходимость была ниже опелевской, а в обслуживании они были сложнее. Машина выпускалась как в заднеприводной версии, так и в варианте с полным приводом. Из 16000 выпущенных автомобилей около 7400 были оснащены универсальным кузовом-фургоном. Он изготавливался на деревянном каркасе, с обшивкой из фанеры или прессованного картона. Внутреннее оснащение фургона могло быть разным — от походной мастерской или радиостанции до передвижной прачечной.
Лот № 104
1938 Opel «Blitz» 2,5-32
Предполагаемая цена, $: 40000-50000
Цена продажи, $: 12000
Производитель: Opel Division of General Motors, Germany
Год выпуска: 1938
Двигатель: Opel, 6 цилиндров, бензиновый, 2,5 л, 53 л.с., водяное охлаждение
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 5500×2000х2300
Тормоза: с гидравлическим управлением
Снаряженная масса, кг: 2000
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Грузоподъемность, кг: 1500
Скорость, км/ч: 80
Производство Opel Blitz модели 2,5-32 началось в 1938 году на заводах в Рюссельсхайме и Бранденбурге, под руководством Хайнца Нордхоффа (после войны он стал во главе Фольксвагена). Грузовики Опель были, наверное, самыми распространенными и популярными в довоенной Германии. После покупки Опеля американским концерном Дженерал Моторс, эти машины стали во многом схожи с грузовиками Шевроле, включая использование двигателя Бюик. Как результат «американизации», грузовики Опель обладали лучшим соотношением грузоподъемности к собственной массе среди конкурентов. В 1938 году, руководитель отдела моторизации Вермахта генерал Адольф фон Шелл, предложил программу стандартизации и сокращения типов автомобилей в армии со 113 до 30 («План Шелла»). Грузовик Опель отвечал всем требованиям этого плана и широко использовался в Вермахте. Конструкция машины оказалась настолько удачной, что ее производство продолжалось до 1951 года, выпущено 15000 штук.
Лот № 106
1934 Opel «Blitz» 2,0-12 санитарный
Предполагаемая цена, $: 25000-35000
Цена продажи, $: 10000
Производитель: Opel Division of General Motors, Germany
Годы выпуска: 1934—1938
Двигатель: Opel, 6 цилиндров, бензиновый, 2 л, 36 л.с., водяное охлаждение
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 4700×2100х2300
Тормоза: с ручным управлением
Снаряженная масса, кг: 1700
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Грузоподъемность, кг: 1000
Скорость, км/ч: 80
Однотонные грузовые автомобили Опель были популярны в довоенной Германии, однако в 1938 году руководством страны был принят «План Шелла» (см. выше). Согласно этому плану, производство грузовиков-однотонников сохранялось только на заводах Боргвард, а Опель сосредоточился на выпуске более мощных грузовиков.
Лот № 118
1943 Opel «Blitz» 3,6-36S
Предполагаемая цена, $: 40000-50000
Цена продажи, $: 17500
Производитель: Opel Division of General Motors, Germany
Год выпуска: 1938
Двигатель: Opel, 6 цилиндров, бензиновый, 3,6 л, 68 л.с., водяное охлаждение
Количество передач, вперед-назад: 5-1
Габариты, мм: 6200×2000х2900
Тормоза: с гидравлическим управлением
Снаряженная масса, кг: 3400
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Грузоподъемность, кг: 3000
Скорость, км/ч: 80
Производство Opel Blitz модели 3,6-36S началось в 1938 году на заводе в Бранденбурге. Это был один из первых автомобилей, созданных в рамках стандартизации парка армейских автомобилей («Плана Шелла»). Без сомнения, трехтонный Блитц с колесной формулой 4×2 был самым популярным грузовиком в Вермахте. Положительные отзывы о нем можно было услышать на всех фронтах — от Африки до России. Первоначально выпускался с цельнометаллической кабиной, которая к концу войны была заменена на деревянную с обшивкой из прессованного картона. Общий выпуск составил около 70000 машин.
Лот № 159
1943-44 Opel «Maultier» Panzer-Werfer 42 Half-Track
Предполагаемая цена, $: 80000-100000
Цена продажи, $: 65000
Производитель: Opel Division of General Motors, Germany
Годы выпуска: 1942—1944
Двигатель: Opel, 8 цилиндров, бензиновый, 3,6 л, 75 л.с., водяное охлаждение
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 6090×2310х2070
Тормоза: с гидравлическим приводом
Снаряженная масса, кг: 4000
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Грузоподъемность, кг: 2000
Скорость, км/ч: 40
Конверсия «Мул» стандартного грузового автомобиля грузоподъемностью 3 тонны. Опель начал производство таких машин в 1942 на заводе в Бранденбурге, одновременно с началом выпуска «Мулов» другими фирмами. Как и другие «Мулы», на Опели могла устанавливаться 20-мм зенитная пушка. До конца войны Опель изготовил 4000 «Мулов».
Лот № 180
1943 Opel «Blitz» 3,6 Omnibus Cab
Предполагаемая цена, $: 40000-50000
Цена продажи, $: 20000
Производитель: Opel Division of General Motors, Germany
Год выпуска: 1943
Двигатель: Opel, 6 цилиндров, бензиновый, 3,6 л, 68 л.с., водяное охлаждение
Количество передач, вперед-назад: 5-1
Габариты, мм: 7310×2390х2740 (по тенту)
База, мм: 4650
Тормоза: с гидравлическим управлением
Снаряженная масса, кг: 3600
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 80
Очень редкая версия длиннобазного Опель Блитц с так называемой «автобусной кабиной». Изначально шасси с длинной базой предназначалось для классических автобусов, используемых Вермахтом, и лишь позднее был налажен выпуск длиннобазных грузовиков с бортовой платформой. Кабины для них изготавливала кузовная фирма Rometsch. Общее количество выпущенных машин — 8336.
Лот № 173
1943-44 Opel Maultier Panzer-Werfer 42
Предполагаемая цена, $: 45000-65000
Цена продажи, $: 60000
Производитель: Opel Division of General Motors, Germany
Год выпуска: 1943—1944
Двигатель на машине отсутствует; по заводской спецификации устанавливался Opel, 8 цилиндров, бензиновый, 3,6 л, 75 л.с., водяное охлаждение
Габариты, мм: 5920х
Снаряженная масса, кг: 7000
Бронирование, мм: основное 8-мм, крыша и пол 6-мм
Вооружение: 10-зарядная пусковая установка для реактивных снарядов
Экипаж, чел: 4
Скорость, км/ч: 32
Использование германской армией полевых пусковых установок реактивных снарядов показало крайнюю уязвимость их расчетов. Густой дымный след от выпущенных снарядов служил прекрасным ориентиром для ответного огня противника. После пуска было жизненно важно сменить позицию, что для перемещаемых вручную установок было невозможность. Для увеличения мобильности, с 1943 года эти установки стали монтировать на шасси конверсионных полугусеничных грузовиков Опель «Мул». Для участия в боевых действиях, «Мул» получил специально спроектированный полностью бронированный корпус. До конца войны было выпущено 300 таких машин.
Лот № 160
1944 Phanomen Granit 1500A 4×4 Kfz 70
Предполагаемая цена, $: 65000-95000
Цена продажи, $: 72500
Производитель: Phanomen-Werke Gustav Hiller AG, Zittau
Год выпуска: 1944
Двигатель: Phanomen-Granit 27, бензиновый, четырехцилиндровый, с воздушным охлаждением, 2,7 л, 50 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 5560×2000х2180
Снаряженная масса, кг: 2500
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Экипаж, чел: до 5
Марка Феномен была хорошо известна в Германии благодаря надежным и неприхотливым легким грузовикам. В 1940 году начался выпуск нового семейства грузовиков Феномен, в вариантах с полным и задним приводом. Бóльшую часть выпущенных машин, в основном с кузовами фургон, закупалась для нужд армии, где использовались в качестве санитарных машин. Позднее, легковые автомобили Феномен (как представленный здесь), выпускались на заводе Штайр, Австрия, в то время как собственно Феномен сконцентрировался на выпуске полуторатонной грузовой модификации. Большинство легковых Феноменов поступили на вооружение Африканского Корпуса генерала Роммеля, где их дооснастили широкими шинами 270-16 для движения по песку и дополнительным воздушным фильтром.
Лот № 176
1940 Phanomen Granit 25H медицинский
Предполагаемая цена, $: 20000-30000
Цена продажи, $: 15000
Производитель: Phanomen-Werke Gustav Hiller AG, Zittau
Год выпуска: 1940
Двигатель: Phanomen-Granit 25, бензиновый, четырехцилиндровый, с воздушным охлаждением, 2,5 л, 37 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 5180×2080х2286
База, мм: 3300
Тормоза: с механическим приводом
Снаряженная масса, кг: 2500
Скорость, км/ч: 80
Санитарные машины на полуторатонных шасси были очень распространены в Германии. Причем использовали их как медицинские учреждения, так и Немецкая Райхспочта, для перевозки и корреспонденции, и пассажиров. Гранит 25Н был одним из первых таких автомобилей, который примерил военную форму. Его боевое крещение состоялось в Испании, во время гражданской войны. Машина выпускалась как с полностью закрытой, так и с открытой кабиной водителя. В медицинском отделении могли разместиться восемь раненых сидя, или четверо на носилках. Однако подвеска автомобиля была рассчитана на движение по хорошим дорогам. В условиях русского бездорожья проходимость была явно мала, а морозы выявили неэффективность отопителя кузова. Тем не менее, Гранит 25Н до конца войны был самым распространенным санитарным автомобилем германской армии.
Лот № 123
1936 Rheinmetall / Borsig 2-cm Flak 30
Предполагаемая цена, $: 15000-25000
Цена продажи, $:21000
Производитель: Rheinmetall / Borsig
Годы выпуска: 1934—1940
Калибр: 20 мм
Габариты, мм: 2320×550х1600
Дальность стрельбы, км: 4,8 по горизонтали, 3,6 по вертикали
Вес, кг: 770
Экипаж, чел: до 6
20-миллиметровая пушка Flak-30 начала поступать на вооружение Военно-морских сил Германии в 1934 году, а Военно-воздушных сил — в 1935. Конструкция пушки оказалась настолько удачной, что войска использовали ее на всех фронтах. Боекомплект состоял из 20 выстрелов. Грамотная конструкция лафетной части позволяла перевести пушку из походного положения в боевое всего за пару минут. Однако к 1940 году была разработана более совершенная пушка Flak-38, отличавшаяся большей скорострельностью (400 выстрелов в минуту против 280 у Flak-30). Несмотря на это, Flak-30 успешно применялась в боевых действиях вплоть до конца войны.
Лот № 128
1936-41 Rheinmetall / Borsig 3.7-cm Pak 36
Предполагаемая цена, $:15000-25000
Цена продажи, $: 23500
Производитель: Rheinmetall / Borsig
Годы выпуска: 1936—1941
Калибр: 37 мм
Скорострельность, выстрелов в минуту: 8-10
Эффективная дальность стрельбы, м: 550 по горизонтали
Вес, кг: 440
Экипаж, чел: до 6
Перед началом Второй Мировой войны пушка PAK-36 была основным противотанковым орудием Германии. Разработка ее началась в 1933, а поступление в войска началось в 1936 году. Эти пушки успели повоевать в Испании, большое их количество было продано в СССР (поставки продолжались до 1940 года). Конструкция Pak-36 оказалась столь удачной, что послужила основой для многочисленных копий и подрааний. Например, американская 37-мм пушка М3 была ее близкой копией. По состоянию на 1941 год, в германской армии насчитывалось 15000 Pak-36.
Лот № 115
1942 Stoewer 40 4×4 с зенитной установкой
Предполагаемая цена, $: 30000-40000
Цена продажи, $: 52000
Производитель: Stoewer-Werke AG, Stettin-Neutorney, Germany
Год выпуска: 1942
Двигатель: Stoewer AW2, верхнеклапанный, бензиновый, четырехцилиндровый, с водяным охлаждением, 2 л, 50 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 3960×1730х1930
Снаряженная масса, кг: 2250
Бронирование, мм: нет
Вооружение: турель Тип 36 с двумя пулеметами MG34 7,92 мм
Экипаж, чел: 3
Скорость, км/ч: 80
Зенитная установка на базе полноприводного Штовера Тип 40 начала поступать в войска с 1940 года. Основная задача машины — сопровождение и прикрытие с воздуха подразделений Вермахта на марше. Пулеметная турель тип 36 устанавливалась на автомобили различных типов. Она была полноповоротной, а два пулемета производили 1800 выстрелов в минуту. На первом этапе войны такие зенитные установки были очень эффективными, так как вели борьбу с самолетами устаревшей конструкции. Однако позднее, с появлением американских P-38 и P-47, английского Тайфун и русского ИЛ-2, ситуация изменилась. Из охотников такие пулеметные установки превратились в жертвы, и большинство их осталось на полях сражений.
Лот № 117
1940 Stoewer 40 4×4 Kfz 2 радиомашина
Предполагаемая цена, $: 30000-40000
Цена продажи, $: 17000
Производитель: Stoewer-Werke AG, Stettin-Neutorney, Germany
Год выпуска: 1940
Двигатель: Stoewer AW2, верхнеклапанный, бензиновый, четырехцилиндровый, с водяным охлаждением, 2 л, 50 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4-1
Габариты, мм: 3960×1730х1930
Снаряженная масса, кг: 1750
Бронирование, мм: нет
Вооружение (могло быть установлено):
Экипаж, чел: 3
Скорость, км/ч: 80
Полевые радиостанции на базе автомобилей легкого тиа начали поступать в войска с 1940 года. Радиостанция, как правило модели b1, устанавливалась справа по ходу машины, вместо заднего пассажирского сиденья, а слева находилось место радиста. Основное отличие радиомашин от обычных — отсутствие правой задней двери со стороны радиостанции. Антенна устанавливалась назаднем левом крыле при поднятом тенте или на верхней панели радиостанции при сложенном. Широкое применение машин радиосвязи было неотъемлемой частью Германской Военной Доктрины. Именно использование радиомашин, координирующих действия пехоты, танков, артиллерии и авиации, обеспечивало немецким войскам успех при наступлении даже при существенном превосходстве сил противника. Позднее, опыт Германии успешно переняли армии Союзников.
Лот № 125
1937 Victoria KR9
Предполагаемая цена, $: 10000-15000
Цена продажи, $: 12250
Производитель: Victoria-Werke GmbH, Nuremberg, Germany
Год выпуска: 1937
Двигатель: Victoria HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 498 см³, 15 л.с.
Количество передач: 4, с ручным переключением
Габариты, мм: 2160×860х940
База, мм: 1400
Тормоза: механические
Снаряженная масса, кг: 241
Экипаж, чел: 1
Скорость, км/ч: 105
Обычный гражданский мотоцикл, при создании которого не предполагалось его военное применение. Фирма Виктория, начавшая свою деятельность с производства велосипедов, в 1900 году освоила и выпуск мотоциклов. С началом Второй Мировой войны, выпуск велосипедов был прекращен, и фирма призводила единственную модель мотоцикла — KR35WH с двигателем 350 см³. Мотоциклы KR9 были закуплены для нужд армии из числа произведенных до войны и остававшихся на складах дилеров, а также у гражданских лиц. Однако большой вес, малый клиренс и ненадежная задняя подвеска ограничивали применение KR9 дорогами с усовершенствованным покрытием.
Лот № 111
1940 Zundapp K500
Предполагаемая цена, $: 10000-15000
Цена продажи, $: 10000
Производитель: Zundapp-Werke GmbH, Nuremberg, Germany
Год выпуска: 1940
Двигатель: Zundapp HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 597 см³, 28 л.с.
Количество передач: 4, с ножным и ручным переключением
Габариты, мм: 2160×810х915
База, мм: 1400
Тормоза: механические
Снаряженная масса, кг: 205
Экипаж, чел: 1-2
Производство мотоцикла модели К500 началось в 1933 году, а в 1937 году ей на смену пришла модель KS600. Отличия были небольшими, в основном они коснулись привода механизма газораспределения — цепной был заменен шестеренчатым. KS600 был самым быстрым мотоциклом германской армии. В период с 1937 по 1941 год было выпущено 18000 экземпляров, из них бóльшая часть с коляской. Данный экземпляр предлагается в варианте «соло».
Лот № 136
1940 Zundapp KS750 с коляской
Предполагаемая цена, $: 25000-30000
Цена продажи, $: 32000
Производитель: Zundapp-Werke GmbH, Nuremberg, Germany
Год выпуска: 1940
Двигатель: Zundapp HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 751 см³, 26 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 5 (включая ползущую) -1
Габариты, мм: 2390×1650х1010
База, мм: 1473
Тормоза: гидравлические сзади, механические спереди
Снаряженная масса, кг: 400 с коляской
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 95
Разработка модели KS750 была осуществлена по заказу Германского Министерства Обороны, поставившего задачу создания мотоцикла с коляской и приводом на все колеса. Обычные мотоциклы с коляской не удовлетворяли требований военных по проходимости на грунтовых дорогах. В 1940 году полноприводный KS750 был представлен на испытания, после успешного завершения которых началось его массовое производство. На этом мотоцикле Цюндапп также впервые применил V- образный двигатель (угол развала 170°). До 1944 года было выпущено 18635 мотоциклов.
Текст и фото: Auctions America by RM
Перевод: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Оставить комментарий или два