Коллекция мотоциклов Политехнического Музея
Предлагаю вашему вниманию подборку фотографий, сделанных мной 5 января 2013 года в Политехническом Музее. 8 января музей работал последний день перед закрытием на реконструкцию. В старое здание он больше не вернется, так что эту фотосессию можно назвать прощальной. Огромное спасибо хочу сказать Леониду Толмачеву, сотруднику Политехнического, который очень помог во время съемки. Именно благодаря ему удалось отснять зал с мотоциклами, который на момент съемки уже был закрыт для посетителей.
Развернутых описаний мотоциклов в статье не будет — только текст с табличек и фотографии. Если будет интерес, в дальнейшем можно будет сделать более подробный материал.
Кудель
Изготовитель: Cudell & Co., Аахен, Германия
Год выпуска: 1899
Этот трицикл принадлежал последнему русскому царю Николаю II и находился в его гараже.
Двигатель: De Dion Bouton, Франция, 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 239
Мощность, л.с.: 1,75
Скорость, км/ч: 35
[svgallery name="1899 Cudell Trycicle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Россия
Изготовитель: Фабрика велосипедов А.Лейтнер и Ко., Рига, Россия
Годы выпуска: 1902—1907
Первый в России мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания.
Двигатель: Fafnier, Франция, 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 150
Мощность, л.с.: 1,5
Скорость, км/ч: 40
[svgallery name="1902-1907 Rossia motorcycle Leitner from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Мото-Рев-Дукс
Изготовитель: АО «Дукс» Ю.А.Меллер, Москва, Россия
Год выпуска: 1908
В конце первого и начале второго десятилетий ХХ века это были единственные серийные российские мотоциклы
Двигатель: Moto-Reve, Швейцария, 4-тактный
Число и расположение цилиндров: V-2
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 300
Мощность, л.с.: 1,5
Скорость, км/ч: 60
[svgallery name="1908 Moto-Rev-Dux motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Хамбер
Изготовитель: Humber Ltd, Ковентри, Великобритания
Год выпуска: 1914
Первый в мире мотоцикл с горизонтальным продольно расположенным двигателем
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 2, оппозитное
Охлаждение: водяное
Рабочий объем, см³: 964
Мощность, л.с.: 8
Скорость, км/ч: 100
[svgallery name="1914 Humber 8cv motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Хамбер
Изготовитель: Humber, Ковентри, Великобритания
Год выпуска: 1914
Дорожный мотоцикл.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 500
Скорость, км/ч: 70-80
[svgallery name="1914 Humber 500cm motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ФН
Изготовитель: «Fabrique Nationale d'Armes de Guerre», Льеж, Бельгия
Годы выпуска: 1913—1917
Первый в мире мотоцикл с четырехцилиндровым двигателем, карданной передачей и коробкой передач
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 4, рядное
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 498
Мощность, л.с.: 5
Скорость, км/ч: 70
[svgallery name="1913-1917 FN 5cv motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Индиан
Изготовитель: «Hendee Manufacturing» Co., Спрингфилд, Массачусетс, США
Год выпуска: 1915
Один из первых в мире мотоциклов с рессорной задней подвеской, системой смазки двигателя под давлением и применением хромванадиевой стали.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 250
Мощность, л.с.: 4
Скорость, км/ч: 60
[svgallery name="1915 Indian 4cv motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Триумф-Н
Изготовитель: Triumph, Ковентри, Великобритания
Годы выпуска: 1914—1915
Один из самых распространенных мотоциклов Первой Мировой войны.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 547
Мощность, л.с.: 4 при 2500 об/мин
Скорость, км/ч: 86
[svgallery name="1914-1915 Triumph H 4cv motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Д-Рад Р-9
Изготовитель: D-Rad, Берлин, Германия
Год выпуска: 1929
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 500
Мощность, л.с.: 12
Скорость, км/ч: 100
[svgallery name="1929 D-Rad R-9 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Л-300
Изготовитель: завод «Промет», Ленинград, СССР
Год выпуска: 1930
Первый советский серийный мотоцикл. Разработан группой конструкторов объединения «Тремасс» под руководством П.В.Можарова.
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 293
Мощность, л.с.: 6,5 при 3200 об/мин
Скорость, км/ч: 75
[svgallery name="1930 L-300 Promet motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ПМЗ-А-750
Изготовитель: Подольский механический завод, Подольск, СССР
Год выпуска: 1937
Первый советский серийный мотоцикл тяжелого класса. Разработан под руководством конструктора НАТИ П.В.Можарова.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: V-2
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 747
Мощность, л.с.: 15 при 3600 об/мин
Скорость, км/ч: 105
[svgallery name="1937 PMZ-A-750 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ИЖ-8
Изготовитель: Ижевский мотоциклетный завод, Ижевск, СССР
Годы выпуска: 1938-39
Серийный мотоцикл, разработан под руководством конструктора В.В.Рогожина.
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 293
Мощность, л.с.: 8 при 3800 об/мин
Скорость, км/ч: 90
[svgallery name="1938-1939 IZh-8 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ИЖ-12
Изготовитель: Ижевский мотоциклетный завод, Ижевск, СССР
Год выпуска: 1941
Серийный мотоцикл, разработан под руководством конструктора В.В.Рогожина.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 350
Мощность, л.с.: 13,5 при 3800 об/мин
Скорость, км/ч: 105
[svgallery name="1941 IZh-12 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
МЛ-3
Изготовитель: Серпуховский Мотоциклетный завод, Серпухов, СССР
Год выпуска: 1939—1941
Первый советский серийный мотоцикл легкого класса.
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 123,7
Мощность, л.с.: 3,5 при 3500 об/мин
Скорость, км/ч: 68
[svgallery name="1939-1941 ML-3 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ТИЗ-АМ-600
Изготовитель: Таганрогский инструментальный завод, Таганрог, СССР
Год выпуска: 1937—1943
Основная машина в мотоциклетных частях Красной армии в предвоенный период.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 595
Мощность, л.с.: 16 при 3800 об/мин
Скорость, км/ч: 95
[svgallery name="1937-1943 TIZ-AM-600 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ТМЗ-53
Изготовитель: Тюменский мотоциклетный завод, Тюмень, СССР
Год выпуска: 1943
Опытный мотоцикл тяжелого класса повышенной проходимости, разработанный под руководством конструктора Я.В.Кагана. Особенности конструкции: привод на колесо коляски, шины 16", разборная рама.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 2, оппозитное
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 1000
Мощность, л.с.: 28 при 4800 об/мин
Скорость, км/ч: 90
[svgallery name="1943 TMZ-53 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
М-72
Изготовитель: Ирбитский мотоциклетный завод, Ирбит, СССР
Год выпуска: 1941—1956
Мотоцикл предназначался для комплектования частей Красной армии, а также милиции. С 1954 года поступил в широкую продажу.
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 2, оппозитное
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 746
Мощность, л.с.: 22 при 4600 об/мин
Скорость, км/ч: 105
[svgallery name="1941-1956 M-72 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
М-1-А
Изготовитель: Московский мотозавод, Москва, СССР
Год выпуска: 1946
Первый отечественный мотоцикл массового производства.
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 123
Мощность, л.с.: 4,5 при 4800 об/мин
Скорость, км/ч: 70
[svgallery name="1946 M-1-A motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
ИЖ-350
Изготовитель: Ижевский мотоциклетный завод, Ижевск, СССР
Год выпуска: 1946—1951
Первая модель, освоенная отечественной промышленностью в развитие послевоенной программы мотоциклостроения.
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 346
Мощность, л.с.: 10,5 при 4000 об/мин
Скорость, км/ч: 90
[svgallery name="1946-1951 IZh-350 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
М-101
Изготовитель: Минский мотовелозавод, Минск, СССР
Год выпуска: 1959
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 2
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 250
Мощность, л.с.: 14
Скорость, км/ч: 110
[svgallery name="1959 M-101 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
С-565
Изготовитель: ВНИИмотопром, Серпухов, СССР
Спортивный мотоцикл для шоссейных гонок
Год выпуска: 1965
Двигатель: 4-тактный
Число и расположение цилиндров: 4, рядное
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 494
Мощность, л.с.: 80 при 12500 об/мин
Скорость, км/ч: 250
[svgallery name="1965 S-565 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Роторно-поршневой двигатель для мотоцикла
Демонстрационная установка
Макет 1:1
Московский автомеханический институт
1978 год
ИЖ Планета Спорт-350
Изготовитель: Ижевский мотозавод, СССР
Год выпуска: 1981
Двигатель: 2-тактный
Число и расположение цилиндров: 1
Охлаждение: воздушное
Рабочий объем, см³: 340
Мощность, л.с.: 30 при 5600 об/мин
Скорость, км/ч: 135
[svgallery name="1981 IZh-Planeta-Sport-350 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
РД-660
Изготовитель: ВНИИмотопром, Серпухов, СССР
Год выпуска: 1985
Перспективная модель с новым типом беспоршневого двигателя
Двигатель: роторно-поршневой
Рабочий объем, см³: 660
Макет 1:1
[svgallery name="1985 RD-660 motorcycle from collection of Moscow Polytechnik Museum"]
Здесь можно посмотреть все материалы о Политехническом музее.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два