Арзамасский «Тигр» — и для бойца, и для премьера
В начале декабря прошлого года в СМИ появилась информация о том, что вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве военно-промышленную отрасль, заказал для себя автомобиль «Тигр».
Сам господин Рогозин косвенно подтвердил информацию о своем желании пересесть с BMW на «Тигр», написав в Twitter: «Я давно говорил, что российская оборонка может делать качественную гражданскую продукцию. Перейдем с трофейного на наше!».
Думаю, что это сообщение — хороший повод рассказать о «Тиграх», принимавших участие в московских выставках 2012 года, да и вообще об этих автомобилях.
Серийное производство автомобилей «Тигр» организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (входит в периметр управления ООО «Военно-промышленная компания»). По состоянию на начало 2012 года серийно производились следующие модели:
- ГАЗ-233034 — СПМ-1 «Тигр» с уровнем баллистической защиты по 3 классу;
- ГАЗ-233036 — СПМ-2 «Тигр» с уровнем баллистической защиты по 5 классу;
- ГАЗ-233014 «Тигр» — армейский вариант бронированного автомобиля;
- КШМ Р-145БМА «Тигр» — командно-штабная машина;
- ГАЗ-233001 «Тигр» — автомобиль повышенной проходимости в небронированном пятидверном корпусе
На снимке — армейский автомобиль ГАЗ-233014 «Тигр», участвовавший в Параде Победы 9 мая 2010 года. Основное внешнее отличие — большой вращающийся люк в крыше со складывающейся двустворчатой крышкой и двумя кронштейнами для крепления оружия.
Все автомобили семейства «Тигр» имеют рамную конструкцию и привод на оба моста. Кузов автомобиля может быть как бронированным, так и небронированным. Небронированный корпус — пятидверный, цельнометаллический, с закрытым грузовым отсеком. Бронированный корпус может быть однообъемным трехдверным, однообъемным пятидверным или двухобъемным четырехдверным с небронированным грузовым отсеком (новинка 2012 года). Подвеска автомобиля независимая, двухрычажная, торсионная, с гидроамортизаторами. В качестве силового агрегата использован дизельный двигатель Cummins мощностью . Крутящий момент от него передается к мостам через сцепление с пневмоусилителем, механическую либо автоматическую коробку передач и раздаточную коробку с межосевым дифференциалом и электропневмоприводом включения блокировки. Оба ведущих моста машины также оснащены механизмом блокировки дифференциала. Наиболее нагруженные узлы ходовой части машин семейства «Тигр» максимально унифицированы с узлами бронетранспортера БТР-80 и бронированной машины ГАЗ-39371 «Водник». Это значительно удешевляет машину в производстве. Рамная конструкция «Тигр»а позволяет использовать его в качестве шассси для установки различных корпусов под нужды любого заказчика.
Ниже приведены снимки из заводского проспекта ООО «ВПК» «Автомобили семейства Тигр».
[svgallery name="Avtomobili semeistva Tigr"]
На выставках 2012 года были представлены модернизированные автомобили семейства «Тигр». Их основное отличие — замена импортного двигателя отечественным дизелем Ярославского завода. «Тигр-М» ВПК-233114 имеет также мосты новой конструкции с принудительно блокируемым коническим шестеренчатым дифференциалом, новые тормозные механизмы, вспомогательный горный тормоз с пневматическим приводом и управлением с места водителя. Капот машины выполнен бронированным для защиты от пуль и осколков. Кроме того, на машине установлены ригельные замки на дверях, система кондиционирования, фильтровентиляционная установка ФВУ-100А-24, предпусковой подогреватель повышенной производительности ПЖД-16.
На снимках: ВПК-233114 на ТВМ-2012
На форуме ТВМ-2012 Арзамасский завод показал также специальный автомобиль СПМ-2 ВПК-233036.
И на этом же форуме состоялся, похоже, первый показ широкой публике самой последней разработки - бронированной машины СБМ ВПК-233136.
Машина оснащена многотопливным дизелем ЯМЗ-5347, соответствующим нормам Евро-4. Бронирование кузова выполнено по 5 классу защиты, бронированный капот устанавливается в стандартной комплектации. Помимо автоматической системы пожаротушения моторного отсека, на ВПК-233136 установлена автоматическая система тушения колес. Обеспечение огневой поддержки подразделений при проведении контртеррористических операций может осуществляться огнем из пехотного пулемета с крыши машины. Для этого емеется два люка, закрывающихся одностворчатой бронированной крышкой. По желанию заказчика могут быть дополнительно установлены система кондиционирования воздуха, система кругового видеообзора, антитравматические кресла и противоминные коврики. И для плавного перехода от форума ТВМ-2012 к осенней выставке Интерполитех, сразу скажу, что осенью было выставлено сразу два СБМ ВПК-233136. Один на стенде ВПК, а другой — на стенде ФКУ НПО «СТиС» МВД России.
[svgallery name="Tigr SBM VPK-233136"]
Второй машиной на стенде ВПК на выставке Интерполитех-2012 стал многоцелевой автомобиль с повышенным уровнем защиты «Тигр-6а». Он был создан специалистами ООО «ВПК» в инициативном порядке, с целью продемонстрировать возможности расширенного использования машин семейства. «Тигр-6а» предназначен для перевозки не только личного состава, но и грузов. При этом бронирование корпуса для экипажа выполнено по классу баллистической защиты 6а, а отделенный от него грузовой отсек сделан небронированным.
[svgallery name="Tigr-6a"]
Как уже говорилось, машины семейства «Тигр» используются сторонними производителями в качестве базовых шасси для различных специальных автомобилей. На форуме ТВМ-2012, например, в экспозиции тульского ОАО «КБП» был представлен многоцелевой ракетный комплекс «Корнет-ЭМ» на базе бронеавтомобиля «Тигр», а в экспозиции ОАО «НПО «Стрела» — служебно-боевую разведывательную машину «Тигр» СБРМ, на шасси бронированного автомобиля «Тигр» с пятидверным корпусом. А вот ОАО «Концерн радиостроения «Вега» продемонстрировал мобильный беспилотный разведывательный комплекс «Тигр» МК БЛА-01 и на ТВМ-2012, и на Интерполитех-2012. На Интерполитехе среди машин на стенде ФКУ НПО «СТиС» МВД России можно было увидеть и еще один специальный «Тигр» — командно-штабную машину Р-145БМА.
Тигр VS Рысь
В 2010 году стало известно, что МО РФ собирается закупить тысячу итальянских бронемашин IVECO LMV. В 2012 году началась сборка бронеавтомобилей IVECO LMV под маркой «Рысь» на 172-м Центральном автомобильном ремонтном заводе в городе Воронеже, эти машины приняли участие в Параде Победы в Москве и выставлялись на форуме ТВМ-2012. Ходило много слухов, что «Рысь» заменит в армии России «Тигр», однако… похоже, руководство страны не даст этим планам стать реальностью.
На снимке: «Рысь» на ТВМ-2012
Семейство автомобилей Волк
На форуме ТВМ в 2010 году были представлены три опытных образца полноприводных модульных бронеавтомобилей повышенной защищенности семейства «Волк», также разработанные ООО «Военно-инженерный центр», конструкторским подразделением Военно-промышленной компании (ВПК). Автомобили «Волк» выполнены как по схеме 4×4, так и 6×6. Важным отличием от предшественника — автомобиля «Тигр», является отсутствие цельносварного корпуса и модульное исполнение семейства, позволяющее создавать унифицированные транспортные платформы нового поколения.
На снимке: ВПК-3927 Волк 4×4 с бронированным модулем для перевозки личного состава, ТВМ-2010
Вы можете прочитать другие статьи об автомобилях «Тигр»
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два