Музей, утонувший в болоте: выставка лесозаготовительной техники в Шарье
О том, что в центральном парке города Шарья открылась выставка исторической лесозаготовительной техники, я узнал летом 2015 года. Сразу захотелось туда съездить, но возможность представилась только в июле 2017-го. Увиденное, мягко говоря, повергло меня в шок…
Части этой экспозиции в Википедии посвящена отдельная статья «Узкоколейная железная дорога Шарьинского музея леса». Из нее можно узнать, что выставка лесозаготовительной техники была открыта в городском парке Шарьи в 2014 году, в день празднования дня работников лесного хозяйства.
Если погуглить и пояндексить, можно найти несколько фоток, снятых сразу после открытия, а в фотобанке Лори так вообще таких снимков около десятка. Все чинно-благородно, техника стоит на деревянных лежнях, со всех сторон открыта, снимай — не хочу!
И вот я в Шарье. Три года, прошедшие с момента открытия выставки, должны были меня насторожить. Но я оптимист, и первым же автобусом еду от вокзала к городскому парку. Ага, вижу тепловоз с вагоном! А где же остальные машины?! Ладно, разберемся, а пока отснимем то что есть.
Узкоколейный тепловоз ТУ8-0167 Камбарского машиностроительного завода 1988 года постройки
и в сцепе с ним пассажирский вагон ПВ-40 Демиховского машиностроительного завода, выпущенный в 1980-е годы.
Рядом с поездом троица персонажей в стиле «техно»:
упитанный ежик с грибочком,
железный дровосек, явно забредший сюда из Изумрудного города
и лесоруб с бензопилой, напоминающий Илью из фильма «Девчата».
Окинув взглядом окрестности, замечаю только стенды с картинками из лесопромышленной истории края…
Стоп, а где же лесовозы, трелевочники и прочая красота? Они же рядышком стояли!!!
Затуманенным от горя взглядом примечаю вдали между сосен мостик, а за ним железнодорожные пути. Схожу-ка я туда, терять мне нечего.
Ура! На горизонте замаячил самолетик!!! Если перейти через мост и прошагать по деревянным лежням вдоль железной дороги, попадешь прямо к нему.
А вот и он, всем известный труженик Ан-2 в ливрее «Авиалесоохраны».
На досках рядом с ним куча ручного инструмента — бензопилы, электрокосы. Зачем они тут лежат, я понял чуть позже.
За самолетом, у деревьев, пристроился лесопожарный вездеход ВПЛ-149,
а рядом с ним пожарная автоцистерна АЦ-30 на шасси ГАЗ-66.
Текст на плакате первый раз за день заставил меня улыбнуться. Видеонаблюдение? Ну-ну!
Смех смехом, но лежневая дорога на этом месте закончилась. Впереди только грунт и ковыли, а может быть, и Гримпенская трясина. Но где наша не пропадала, тем более что из-за дальних кустов выглядывает что-то железное желтого цвета.
Туда, брат, туда!!! Где всюду болотная плещет вода… По бревнышкам форсирую крепостной ров с водой
с тоской оглядываюсь на цивилизацию
и иду вперед по узкоколейке. Здесь пока еще сухо и относительно ровно.
Не сходя с железнодорожной насыпи снимаю водометный катер КС-100. Он выпускался с 1963 года Костромским судомеханическим заводом и использовался на первоначальном сплаве и малых сплавных рейдах. Всего построено более 2000 таких катеров.
А вот дальше у меня начинаются проблемы. Приходится сойти с насыпи и двинуться по заросшей травой земле. Под ногами предательски хлюпает вода, поэтому двигаюсь медленно, выбирая подходящую кочку для следующего шага. О выборе лучшего ракурса с этой минуты можно забыть, главное не утонуть. Первый объект съемки — трелевочный трактор ТДТ-40 конца 1950-х годов. Этот экземпляр выпущен на Онежском тракторном заводе.
Лесовозный автопоезд на базе ЗиЛ-157. Снять машину со стороны водителя невозможно — трава в человеческий рост и деревья растущие вплотную делают эту затею бессмысленной.
Сразу за ЗиЛом валочно-пакетирующая машина ЛП-19 Йошкар-Олинского завода ЛесТехКом. Пожалуй, с других ракурсов я сниму ее на обратном пути.
А пока что по левому борту на горизонте маячит еще один лесовоз. Не так уж он и близко, учитывая что идти к нему по кочкам.
Типа я у цели. Лесовоз МАЗ-509 с длиннющим роспуском стоил того, чтобы промочить ноги. Ну хоть не весь травой зарос, и на том спасибо!
К следующей машине то ли иду, то ли плыву. Лесоштабелер ЛТ-163 на базе трактора К-700 уже изрядно спрятался в кустах. А еще какая-то добрая душа выломала у трудяги руль. А унести трофей по болоту, видимо, не решилась. Свою бы шкуру спасти, тут уж не до трофеев.
Чем дальше в лес — тем толще партизаны. Регулярно утопая по щиколотку в теплом болотце, добираюсь до очередного объекта съемки. Перекидной челюстной лесопогрузчик ЛТ-65 на базе лесохозяйственного трактора ТТ-4. На облицовке радиатора сохранилась выштамповка с эмблемой канувшего в Лету Алтайского тракторного завода.
Осталась пара-тройка объектов, но путь до них — он трудный самый. Трава по пояс скрывает предательские ямы с водой.
Сучкорезная машина ЛП-33А, опять же на базе трактора ТТ-4.Любили лесники этот трактор! Отходить подальше для съемки общих видов бесполезно — в кадре будет одна трава.
Зато с этой точки можно снять несколько кадров уже упоминавшейся выше ЛП-19.
Так, а вот и последний на сегодня герой. Бесчокерный трелевочный трактор ЛТ-154А. Ходовая часть — все тот же ТТ-4.
Помимо воды под ногами, одолевают рои мелких мошек. Мало того, что кусают, так еще и кадры портят, приходится снимать по три-четыре дубля. Обратите внимание на левый кадр — обведенное красным белое пятно как раз и есть мошка, слишком близко пролетевшая от объектива. Если захотите повторить мой подвиг, учтите это обстоятельство.
Все, пора выползать из этого кошмара. Как и собирался, напоследок несколько видов ЛП-19. Все равно иду мимо.
Да, а вы помните о куче электроинструмента рядом с АН-2? Оказывается, это рабочие окашивают траву вокруг техники. Приедь я на день позже, травы по пояс уже не застал бы…
И вот я снова на насыпи узкоколейки. На стрелке сворачиваю влево,
чтобы отснять самолет и пожарки с другого ракурса.
По дороге к выходу из парка встречаю работающий экскаватор ЛП-19А/Б. Неужели он роет траншею, чтобы осушить болото в котором я только что побывал?
Железная дорога упирается в тупик. Покусанный мошкой и с мокрыми ногами я сворачиваю вправо. Там детская площадка и кафе, где я и останавливаюсь отдохнуть и посушиться.
Сидел я за столиком, пил местную газировку и подводил неутешительные итоги. Ну во-первых, трех машин из списка Википедии я не нашел — ни мотодрезин Тд-5у, ни трелевочного трактора ТТ-4. Бульдозера Т-100 тоже не было, но мне удалось узнать, что вскоре после открытия выставки в 2014-м его отправили обратно в Мантурово. Машина оказалась полностью рабочей и ее перебросили на строительство дороги.
А во-вторых, я до сих пор не пойму — кому мешала выставка исторической лесохозяйственной техники в парке? Единственная, к слову, в России выставка такой тематики. Что за резон был утопить столько техники в болоте?
И еще один вопрос напоследок. Скоро очередной день работников лесного хозяйства. В Шарье его будут отмечать обязательно. Интересно только — достанут технику к тому дня из болота или так и будут ликовать, среди ромашек и квакушек?
Никто на мои вопросы, естественно, не ответил. И только лесовичок с детской площадки смотрел мне вслед, ухмыляясь…
Статьи о других музеях можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст: Леонид Кузнецов
Фото: Леонид Кузнецов и из сети Интернет
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два