Музей «Дорога Жизни» РЖД на станции Ладожское озеро
Этот мемориальный музей расположен на двух этажах здания вокзала на станции «Ладожское озеро». Экспозиция рассказывает о работе железнодорожников, обеспечивавших доставку грузов в блокадный Ленинград.
Идея создания этого музея принадлежала Герою Социалистического труда В. Чубарову, начальнику Октябрьской железной дороги в 1967—1977 годы, и инициативной группе ветеранов Великой Отечественной войны. Новое здание вокзала, напоминающее по форме противотанковую надолбу, было построено в 1974 году, а 7 мая 1975 года состоялось торжественное открытие музея.
Экспозиция музея расположена на втором и третьем этажах вокзала. Второй этаж посвящен работе дороги в 1941—1943 годы, на третьем этаже рассказывается о периоде с момента прорыва блокады до полного ее снятия. Залы музея имеют оригинальное «железнодорожное» оформление. Вдоль их стен протянуты металлические конструкции с профилем железнодорожных рельсов. Проходя по залам, посетители как-бы движутся по «колее времен». Ну и практическую функцию эти рельсы тоже выполняют — к ним крепятся стенды и экспонаты.
«Дорога жизни» у большинства людей ассоциируется с зимней автомобильной дорогой по льду Ладожского озера. Хотя роль железной дороги в обеспечении блокадного Ленинграда была гораздо более весомой. Судите сами — автомобильные перевозки осуществлялись только зимой, пока лед был крепок. В остальное время года все грузы с Большой земли доставлялись баржами по воде, в порт Осиновец в 45 километрах от Ленинграда. Как вы думаете, каким транспортом их везли до города? Естественно, железнодорожным. Впрочем, и перебравшиеся через Ладогу грузовики в большинстве случаев разгружались тут-же, на берегу.
Доставленное продовольствие в город везли опять же вагонами, а у автомобилей была более важная задача — эвакуация гражданского населения и раненых бойцов. Так что паровозы на Дороге Жизни были такими же бойцами, как и автомобили. В музее схемы Дороги Жизни и коммуникаций Ленинградского фронта периода блокады показаны на больших кусках прозрачного полимера. Они как бы вычерчены на кусках льда Ладожского озера, ставшего и спасением для жителей Ленинграда, и могилой для многих из них.
Если в довоенные годы «Ладожское озеро» была небольшой четырехпутной станцией, то в годы войны количество путей превысило два десятка.
Были построены два разворотных треугольника, пункты экипировки и водоснабжения паровозов, в горловинах станции установили гидроколонки.
Ириновская железнодорожная линия, ведущая к Ленинграду, была значительно реконструирована. Было проведено развитие станций как на берегу Ладоги (Осиновец, каботажная, костыль, Болт), так и на основном ходу (М. Ручей, Рахья, Борисова Грива).
Одним словом, из небольшой, почти безлюдной станции «Ладожское озеро» в годы войны превратилась в крупный железнодорожный узел с пятью станциями и примыкающим озерно-речным портом.
Работы железнодорожникам хватало не только на западном, но и на восточном берегу Ладоги. Ведь грузы для оказавшегося в кольце Ленинграда нужно было доставлять в порты отправки Кобона и Лаврово. Однако после того, как 8 ноября 1941 года противник занял Тихвин, дальность автомобильного подвоза от ближайшей железнодорожной станции возросла до 320 километров. Это привело к сокращению грузопотока и, как следствие, к уменьшению выдачи хлеба населению осажденного города. С 20 ноября паек в Ленинграде стал минимальным: 250 гр хлеба рабочим и 125 гр служащим и иждивенцам.
9 декабря 1941 года войска под командованием К.А. Мерецкова освободили Тихвин, что позволило уменьшить длину автомобильной трассы почти в 3,5 раза — до 90 км. Для дальнейшего сокращения длины автомобильного подвоза потребовалось срочно восстановить разрушенные железнодорожные пути на участке Тихвин — Волховстрой и мост через реку Сясь. Военные железнодорожники выполнили все работы к 1 января 1942 года, и поезда с продовольствием пошли до станции Войбокало. Оттуда в Кобону их везли автомобилями, но дальность ездки составила уже 55 км.
Восстановление железнодорожного движения сделало снабжение города бесперебойным, и 25 декабря 1941 года пайки впервые увеличили. Рабочие стали получать 350 гр хлеба, служащие и иждивенцы 200 гр.
Многие железнодорожники, несмотря на бронь, принимали активное участие в боевых действиях. Из пяти бронепоездов, действовавших на Ленинградском фронте, три — «Балтиец», «Народный мститель» и «За Родину» — были построены их собственными силами.
Командирами и бойцами этих бронепоездов становились, в основном, также рабочие и служащие железных дорог.
В музее представлена модель бронепоезда «Народный мститель», а также рисунок политрука 48-й особого резерва паровозной колонны НКПС Г.И. Федорова.
Работа на железной дороге в те дни мало отличалась от службы на передовой. Линия фронта проходила не так далеко от снабжавшей город трассы и немцы, понимая ее важность, регулярно совершали авианалеты и обстреливали дорогу артиллерией. Гибли люди, горели вагоны, а паровозы иногда возвращали в депо вот в таком виде. Их ремонтировали как могли, после чего снова отправляли на работу.
Один из блокадных паровозов, Эш-4375, установлен как памятник рядом со станцией «Ладожское озеро» (подробнее смотрите здесь >>>).
На нем работала одна из лучших бригад локомотивного депо ТЧ-12, в состав которой входили старший машинист В.М. Елисеев, машинисты В.А. Еледин и А.А. Самойлов, помощники машиниста И.П. Беляев и В.У. Соболев, кочегар И.И. Жигалов и политрук Я.И. Кондратьев.
Для организации бесперебойного движения поездов на Ленинград-Финляндском отделении железной дороги было организовано социалистическое соревнование. Его инициатором выступила единая комсомольско-молодежная смена, в которую входили диспетчеры Иван Кондратьев, Анна Петрова, Владимир Иванов, помощник диспетчера Зоя Крикунова, грузовой диспетчер Галина Эйшинская. Работники смены перешли на казарменное положение, днем и ночью находясь на станциях. Для отдыха часто использовались грузовые вагоны-теплушки с минимумом удобств.
Благодаря действиям комсомольцев движение поездов нередко шло с опережением графика на полтора-два часа. В октябре 1942 года общий план перевозок был выполнен на 101%, а по комсомольско-молодежной смене этот показатель составил 123%. В музее можно увидеть реконструкцию диспетчерского пункта с устройствами централизации и жезловым аппаратом.
Еще одна реконструкция представляет дверь товарного вагона с элементами поездной сигнализации — флажками и фонарями. А еще на вагонной двери почему-то висит телефонный аппарат…
В результате операции «Искра», проведенной в конце января 1943 года, блокадное кольцо было разорвано. Вдоль южного берега Ладожского озера образовался свободный от немцев коридор. Ширина его была невелика, от 8 до 11 километров, однако ситуацию на Ленинградском фронте он переменил коренным образом. О немецком наступлении на город больше не могло быть и речи, а в освобожденном коридоре вдоль берега Ладоги ударными темпами, прямо на промерзшую землю, уложили шпальную решетку с рельсами, а мост через Неву в районе Шлиссельбурга сделали облегченным, полностью деревянным. Снабжение города улучшилось, но водить поезда на перегоне Поляны-Шлиссельбург, насквозь простреливаемом немецкой артиллерией, было настоящим подвигом. В народе эту трассу называли и «Дорога жизни», и «Дорога смерти».
В музее можно увидеть как фрагменты железнодорожного полотна легендарной дороги, так и путевой и строительный инструмент, использовавшийся при ее обслуживании. На рельсах стоит колесная пара — то ли от дрезины, то ли от путеизмерительной тележки.
Движение по этой железнодорожной ветке продолжалось до полного снятия блокады и возобновления работы основной железнодорожной линии в январе 1944 года. В пассажирском зале Ладожского вокзала установлена мемориальная стела с именами более четырехсот железнодорожников Ленинградского узла, Дороги Жизни и Дороги Смерти, героически погибших на своем посту в годы блокады. А на перроне установлен монумент из покореженных броневых листов. На его постаменте прикреплена табличка со словами: «Сталь можно согнуть, человеческую волю никогда».
Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два