Московский Парад трамваев — 2017
Ежегодный Парад трамваев, организованный ГУП «Мосгортранс», состоялся в этом году 15 апреля. Гостям мероприятия очень повезло с погодой — в день парада после обеда даже выглянуло солнышко! А на следующий день Москву накрыла снежная метель…
С трамвайной тематикой коллекции Мосгортранса я вплотную раньше не сталкивался, поэтому прошу заранее извинить меня за возможные «ляпы». Хотя я постараюсь быть немногословным и просто расскажу о каждом участнике парада.
Конка — самый участник парада. Конный вагон 1884 года был восстановлен в 1999 году на основе ходовой части, использовавшейся как техническа платформа в депо имени Апакова. Внешний вид и интерьер соответствуют вагонам московской конки XIX века.
Поезд из моторного вагона Ф и прицепного вагона Н. Моторный вагон Ф («фонарный») был самым распространённым типом трамвая в дореволюционной Москве. Своё название получил благодаря остеклённому поясу на крыше (как тогда говорили, «фонарю»), служившим в основном для освещения салона.
Прототип прицепного вагона Н («нюрнбергский») родом из Германии. Первоначально эти вагоны закупали за рубежом, затем организовали их выпуск собственными силами на заводе в Мытищах.
Трамвайный вагон БФ («бесфонарный») отличался от предшественника отсутствием естественного крышевого освещения. Кроме того, этот трамвай уже имел входные двери на площадках и два поста управления, спереди и сзади, что улучшало его манёвренность.
Поезд из вагонов КМ и КП (Коломенский моторный и прицепной). Первые отечественные трамваи большой вместимости на двухосных тележках. В Москве эти вагоны работали до 1974 года.
В отличие от моторного КМ, рабочий век прицепного КП в Москве оказался не таким долгим — конструкция тележек была не совсем удачной. В 1952 году их полностью сняли со столичных маршрутов.
МТВ-82 — первый советский цельнометаллический трамвай, производство которого началось в 1947 году. По элементам кузова он был унифицирован с автобусом ЗиС-154 и троллейбусом МТБ-82.
РВЗ-6, цельнометаллический трамвай Рижского завода, выпускавшийся с 1960 года, был хорошо известен во многих городах Советского Союза. В 1966 году все московские РВЗ-6 были переданы разрушенному землетрясением Ташкенту для восстановления трамвайного движения.
С выходом на маршруты Tatra T2 в трамвайной Москве началась «чехословацкая эра». Чешские трамваи превосходили отечественные практически по всем параметрам — плавности хода, дизайну, уровню комфорта в салоне — а в год их появления (1959) москвичи выходили на улицу не погулять, а «покататься на Татре».
Tatra T3, самая массовая модель Татры в Москве 1980-х. В столицу было поставлено более двух тысяч таких вагонов (после 1978 года они стали трёхдверными), а на маршрутах они работали до 1990 года. Почти до развала СССР.
Tatra T6B5 были специально спроектированы для работы в СССР. В 1983—1984 годах они проходили опытную эксплуатацию в Москве, однако для столицы оказались непригодны. Из-за нестандартной ширины вагонов масса проблем возникала при въезде и выезде из депо.
Tatra T7B5 был спроектирован с учётом проблем Tatra T6B5 специально для Москвы. В 1990-е годы он должен был стать самой массовой моделью столичного трамвая, однако город получил лишь шесть таких вагонов: СССР (а вместе с ним и СЭВ) перестали существовать, и закупки чехословацких трамваев прекратились.
ЛМ-2000 (он же 71-135) изготовлен в 2001 году по заказу Москвы на Петербургском трамвайно-механическом заводе в единственном экземпляре. Рассматривался в качестве альтернативой для замены устаревших на тот момент Tatra T3.
Витязь-М — современный низкопольный трамвай, появившийся на московских маршрутах в марте 2017 года. В течение ближайших трёх лет Мосгортранс получит 300 таких вагонов.
Пассажирские трамваи закончились, переходим к специальным. Вагон-вышка на базе вагона Ф был переделан в служебный в 1930-е годы. Трамвай был оборудован подъёмной платформой, позволявшей проводить обслуживание, ремонт и прокладку контактной сети на участках с открытой шпальной решёткой, где работа автовышек была затруднена.
Рельсотранспортёр РТ-3 выпущен в 1984 году на заводе СВАРЗ. Он предназначен для механизированной погрузки и разгрузки рельсов и строительных деталей при ремонте и замене трамвайных путей.
ГС-4 расшифровывается как «Горьковский снегоочиститель». Вагоны этого типа выпускались в Нижнем Новгороде с 1958 по 1965 год и до сих пор работают по своей основной специальности: расчищают трамвайные пути во время снегопадов.
Рельсоочистительный вагон РОСТ Тихорецкого машзавода — разработка 2016 года. В 2017-м он проходит тестовую эксплуатацию в Москве.
Трамваев больше нет, зато остались автомобили технической поддержки и обслуживания.
Вот пара комбинированных установок на шасси Volvo FMX. Сзади у них буксирная балка с подкатной тележкой, а в центральной части кузова подъёмная платформа для работ с контактной сетью.
Пара специальных машин для ремонта и монтажа контактной сети: на базе Volvo FE
и на белорусском МАЗе.
Совсем свежее приобретение Мосгортранса — мастерская на шасси ГАЗон NEXT с двойной кабиной.
А это уникальный экземпляр — Mercedes-Benz Unimog с комбинированным ходом в варианте машины технической помощи. Оборудован подъёмными катками для движения по рельсам и может буксировать неисправные вагоны.
На этом мой рассказ о машинах-участниках Парада трамваев 2017 года закончен. Мы с коллегами ещё прокатились в составе колонны на стареньком БФ до Чистых Прудов — и для нас праздник закончился. Снимать при таком скоплении народа было нереально. Москва наслаждалась весенним солнцем перед снегопадом…
Другие статьи о коллекции Мосгортранса музей московский транспорт можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Интересно, потому что кратко и толково. Вот только TATRA T3, по-моему, и в 1990-х эксплуатировалась и только с 98-го пошли различные модернизированные версии, начиная с ТМРП-1 и далее.
Оставить комментарий или два