Памятник паровозу Эш-4375 на станции Ладожское Озеро
Среди комплекса мемориалов, установленных вдоль Дороги Жизни, есть памятник товарному паровозу. Он находится на станции Ладожское озеро рядом со зданием вокзала.
Паровоз Эш-4375 был построен на шведском заводе «Нюдквист и Гольм» по чертежам Луганского завода в 1923 году. О шведском происхождении локомотива говорит буква «ш» в индексе. До войны паровоз был приписан к депо «Ленинград-Финляндское» и водил товарные поезда от станции Ленинград-Сортировочная.
Со взятием Ленинграда в кольцо блокады железнодорожное сообщение города с Большой Землёй было прервано. Однако железная дорога продолжала играть в жизни осаждённого города огромную роль. По ней везли в Ленинград доставленные к причалам в Осиновце продовольствие и боеприпасы, а в обратном направлении отправляли эшелоны с эвакуированными жителями.
Но паровоз Эш-4375 выполнял другую, не менее важную работу. Его главной задачей была доставка в Ленинград составов с торфом от станций Рахья, Дунай и Кирпичный завод. Снабжение города углем было прервано, и в качестве топлива для электростанций пришлось использовать добываемый в окрестностях торф. Единственная функционировавшая в первую блокадную зиму 5-я ТЭЦ работала именно на торфе, а в город его доставляли железнодорожные составы, ведомые товарными паровозами.
На паровозе Эш-4375 работала одна из лучших бригад локомотивного депо ТЧ-12, в состав которой входили старший машинист В.М. Елисеев, машинисты В.А. Еледин и А.А. Самойлов, помощники машиниста И.П. Беляев и В.У. Соболев, кочегар И.И. Жигалов и политрук Я.И. Кондратьев. (Фото из коллекции музея «Дорога Жизни» РЖД , слева направо: В.А. Еледин, А.А. Самойлов, В.М. Елисеев, Я.И. Кондратьев). Понимая важность обеспечения города топливом, бригада паровоза Эш-4375 первой привела в город состав двойного веса.
В течение пяти месяцев Елисеев не покидал депо, а возглавляемый им паровоз водил тяжеловесные поезда, прозванные «торфяными вертушками». Всего по железной дороге в годы блокады «вертушки» перевезли более двух миллионов тонн топлива, а в Осиновецком музее «Дорога Жизни» можно увидеть кусок того самого торфа, спасшего не одну сотню жизней.
Поездные бригады работали в условиях, практически не отличавшихся от фронтовой передовой. Водить составы приходилось при постоянных артобстрелах и бомбёжках вражеской авиации. В депо паровозы часто приходили в полуразрушенном состоянии, как видно на одной из фотографий военного периода (фото из музея на станции Ладожское Озеро).
Кстати, от нехватки угля страдали не только электростанции, но и сами паровозы. Их котлы (как и котлы Ладожских пароходов), приходилось топить дровами. В музее «Дорога Жизни» в Осиновце есть фотография, на которой разгружают грузовики с брёвнами в Осиновецком порту.
Этим брёвнам предстояло стать дровами для судовых и паровозных топок. Для механизации этого трудоёмкого процесса существовали специальные механические дровоколки. Одна из них установлена как памятник рядом с паровозом Эш-4375 на станции «Ладожское озеро».
С прорывом блокады в 1943 году Ленинград получил возможность связи с Большой землёй по железной дороге. В освобождённом коридоре вдоль берега Ладожского озера ударными темпами, прямо на промёрзшую землю, уложили шпальную решётку с рельсами, а мост через Неву в районе Шлиссельбурга сделали облегчённым, полностью деревянным. Водить поезда на перегоне Поляны-Шлиссельбург, насквозь простреливаемом немецкой артиллерией, было настоящим подвигом. А в народе эту трассу называли и «Дорога жизни», и «Дорога смерти».
В 1943 году паровоз Эш-4375, получивший к тому времени массу повреждений, отправили в Москву для капитального ремонта. Там он и продолжал работать после окончания войны. Однако в 1969 году, по инициативе общественных организаций, героический паровоз разыскал его бывший машинист В.А. Еледин. Легендарную машину отправили в депо Ленинград-Финляндское, а в 1970 году установили в качестве памятника на станции «Ладожское озеро».
В 2000 году, в 55-ю годовщину Великой Победы, рядом с паровозом установили памятный крест в ознаменование подвига всех тружеников и защитников Дороги Жизни.
Следующее памятное событие в жизни Эш-4375 произошло в 2014 году. Паровоз-памятник отправился на реставрацию в Депо Санкт-Петербург-Сортировочный. А вернулся на свою почётную стоянку локомотив в канун 70-летия Победы, в 2015 году. Тогда же позади его тендера на фрагменте рельсового пути появилась колёсная тележка грузового вагона.
В таком виде мемориал подвигу железнодорожников я и увидел в феврале этого года, во время экскурсии «Путь, спасший Ленинград» клуба «Петербургский краевед» (подробнее об этом здесь >>>). Это не последний мой визит в эти места — повторить поездку сюда я планирую летом. До станции «Ладожское озеро» можно доехать электричкой с Финляндского вокзала, время в пути около двух часов.
Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два