Музей «Дорога Жизни» в Осиновце — часть 3: экспозиция в главном здании
Третья, заключительная часть статьи о музее «Дорога Жизни» в Осиновце, посвящена экспозиции в залах главного корпуса.
Двухэтажное здание музея «Дорога Жизни» выполнено в виде клина. Основная часть экспозиции расположена внизу, на первом этаже. На снимке виден еще один корпус справа — там находятся интерактивные стрелковый тир и симулятор «Полуторка». Покататься-пострелять на них может каждый желающий (за отдельную плату). Но я туда так и не добрался, так что попытаю счастья в следующий приезд.
Справа от входа в музей то ли братская могила, то ли монумент — солдатские каски на камне. Таблички рядом нет (или снегом засыпало). Ну а теперь пошли вовнутрь!
Внутреннее пространство здесь разделено широкими колоннами на несколько залов-площадок, каждый из которых посвящён определённой странице работы Дороги Жизни. При этом отсутствие дверей и перегородок обеспечивает свободное перемещение в любом направлении, что очень удобно при самостоятельном осмотре экспозиции.
На стенах практически нет свободного пространства — они закрыты либо стендами с документами и фотографиями, либо картинами.
Картин в музее, кстати, очень много, и они прекрасно дополняют натурные экспонаты. К сожалению, съёмка картин требует хотя бы специального светофильтра, которого у меня в тот день не оказалось. Не все полотна удалось удачно сфотографировать, но кое-что всё-таки получилось.
Ещё в музее есть две отличные настенные карты-схемы. Первая показывает расположение частей Красной Армии и Вермахта, линию фронта и направление основных ударов по состоянию на октябрь 1941 года.
Внизу на открытом стенде можно увидеть 14,5-мм противотанковое ружьё системы Дегтярёва ПТРД
и 14,5-мм самозарядное противотанковое ружьё системы Симонова ПТРС. Оба приняты на вооружение в 1941 году.
Вторая карта-схема посвящена собственно Дороге Жизни. На ней обозначены маршрут ледовой трассы и дороги от берега к городу, пункты противовоздушной обороны и технического обслуживания машин, элементы портового хозяйства.
Чуть ниже схемы — образцы боеприпасов, использовавшиеся советской артиллерией. Левое фото — слева направо: корпус 122-мм снаряда гаубицы М-30; корпус 130-мм фугасного снаряда; корпус 180-мм бронебойного снаряда. Правое фото — слева направо: 76-мм унитарный патрон образца 1936 года; гильза 122-мм снаряда образца 1938 года; гильза 100-мм снаряда, выпущенного орудием канонерской лодки «Конструктор».
Рядом со снарядами две печки — единственные источники тепла в домах блокадного Ленинграда. Слева печурка с эмалированным чайником, справа печь-буржуйка с алюминиевым чайником. Использовали их, впрочем и на дороге жизни: и в портовых помещениях, и в притрассовых пунктах обогрева и отдыха.
В соседнем «зале» находится большой макет Осиновецкого порта с полным развитием железнодорожных путей. Отснять его мешают блики от софитов на стекле, но просто рассмотреть макет можно во всех подробностях.
Неподалёку установлен очень наглядный макет «Дорога Жизни». Он выполнен членами кружка «Судомоделист» при Морском Техническом Колледже.
Несколько витрин заняты форменной одеждой. Здесь есть, например, образцы обмундирования и экипировки лётчика, матроса и солдата времён Второй Мировой войны.
Чисто «ладожская» витрина — зимний комплект одежды водителя автомобиля и форма медсестры. Неподалёку на стенде инструменты полевого госпиталя при Дороге Жизни.
Огромный интерес вызвала у меня витрина с подлинным водолазным снаряжением. Каждому известно об автомобильной ледовой дороге, но мало кто знает, что не меньшую роль в выживании Ленинграда сыграли силовые и телефонные кабели, а также трубопровод, обеспечившие город электроэнергией, связью и бензином. Прокладка кабельных линий и трубопровода велась при активном участии водолазов. Кроме того, водолазы принимали участие в обезвреживании донных мин, активно устанавливавшихся немцами. В одной из витрин музея «Дорога Жизни» представлен полный комплект водолазного снаряжения, а также водолазный трап, сигнальный конец и воздушный шланг.
Рядом у стены стоит облегчённая помпа, предназначенная для подачи воздуха водолазам, работающим на глубине до 15 метров.
В расположенных рядом витринах можно увидеть инструменты, применявшиеся при кабелеукладочных работах, фрагменты силовых и телефонно-телеграфных кабелей, а также отрезок трубы бензопровода, изготовленный на Ижорском заводе. В отдельной витрине демонстрируются приборы связи — телеграфный аппарат системы Морзе 1901 года и буквопечатающий стартстопный телеграфный аппарат СТ-35 1935 года.
В основном здании экспонируются и несколько образцов стрелкового оружия и артиллерийских систем. Например, 7,62-мм ручной пулемёт Дегтярёва ДП образца 1927 года.
Основной станковый пулемёт Красной Армии — 7,62-мм системы Максим. В 1904 году был подписан контракт о производстве этого британского пулемёта на Тульском оружейном заводе. В 1910 году тульские оружейники провели его первую модернизацию. В 1930 году пулемёт снова модернизировали и в таком виде выпускали до 1945 года.
Для подразделений ПВО в 1939 году разработали зенитную установку 4М, состоявшую из четырёх пулемётов Максим на поворотной раме, установленной на тумбе. Темп стрельбы составлял 600 выстрелов в минуту при дальности поражения до 2500 м. Установки 4М широко применялись частями ПВО на всём протяжении войны.
Более поздняя модель — 7,62-мм пулемёт Горюнова СГ-43 на станке системы Дегтярёва. Принят на вооружение в 1943 году и активно использовался в боях при прорыве и снятии блокады.
12,7-мм пулемётная тумбовая установка Дегтярёва-Шпагина образца 1938 года.
Точно такая же пулемётная установка с прицелом образца 1941 года.
Тумбовые пулемётные установки широко использовались на кораблях для защиты от самолётов противника. Неудивительно что рядом с ними выстроились приборы морских артиллеристов: командирская труба зенитной артиллерии в комплекте с треногой и принадлежностями
и бинокулярная зенитная командирская труба ТЗК, активно использовавшаяся на кораблях радиотехнической разведки.
Ещё немного корабельной тематики. На левом фото мачта большого бронекатера проекта 1124. Рядом с ней военно-морской флаг канонерской лодки «Конструктор». На фото справа — штурвал тральщика Т-100.
Морской сигнально-осветительный прожектор МСП-л-45/2. Широко использовался для световой сигнализации на советских кораблях и судах.
Возвращаемся на сушу. Клиновой замок 100-мм орудия батареи, участвовавшей в разгроме вражеского десанта на острове Сухо.
82-мм батальонный миномёт образца 1937 года на платформе с образцами корпусов мин.
Плавно переходим к боеприпасам. Корпуса реактивных снарядов миномёта БМ-13 «Катюша».
Фугасные авиационные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-50.
Стенд, посвящённый борьбе в небе над Ладогой. Картина, модели и вещи, принадлежавшие лётчикам.
Модели истребителей Ла-7 и Як-9. Между ними авиагоризонт самолёта И-16 и контрольный щиток управления рулями из кабины истребителя полковника П.В.Кондратьева. Полк под его командованием за 5 месяцев провёл 389 боёв, уничтожив 105 самолётов и 55 танков противника. Сам Кондратьев погиб 1 июня 1943 года в бою над Финским заливом.
Подарочные модели военной техники: 122-мм гаубица, танки БТ-5 и Т-34. У последней модели интересная судьба.
В декабре 1945 года она была подарена экипажу крейсера «Максим Горький» коллективом Горьковского завода №112 «Красное Сормово», а впоследствии передана в дар музею.
Модели грузовиков, работавших на Дороге Жизни: ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА,
ЗиС-5 и ГАЗ-ММ. Рядом с моделями путевой лист и маршрутная карточка от 25 января 1942 года, выписанные на имя водителя И.И.Яшкова для автомобиля ЗиС-5 №3663 (копии из собрания Центрального Военно-Морского музея).
Модель городского автобуса ЗиС-8 — снятые с городских маршрутов, они обеспечивали эвакуацию гражданских лиц и раненых из Ленинграда.
Модель грузовика ЯГ-5. Эти машины вряд ли использовались на Дороге Жизни. Во-первых, они были слишком тяжелы, во-вторых, дизельный двигатель на морозе был хуже бомбы с часовым механизмом. Однако рядом с моделью ЯГа — несколько подлинных «военных» гаечных ключей из ремонтного набора, переданный музею ветераном Дороги Жизни, шофёром 51 ОАТБ М.Д.Петуховой.
А ещё на этом стенде можно увидеть ветроустойчивый фонарь типа ТЦ-1 («летучая мышь»). Подобные фонари применялись 9-й и 11-й железнодорожными бригадами при строительстве дороги и моста на трассе Поляны-Шлиссельбург в период прорыва блокады Ленинграда в 1943 году. Напротив показаны инструменты, которыми этот мост строили.
Прорыв блокады 27 января был безусловно великой победой, однако первое время особого облегчения в снабжении города не принёс. Кольцо было разорвано в месте, где не то что железных или асфальтовых — вообще дорог не было. И мостов через Неву тоже. К тому же отбросить немцев на значительное расстояние не удалось, и свободный от врага коридор простреливался фашистскими орудиями едва ли не насквозь.
И всё-таки тянуть здесь железнодорожную ветку, пусть даже временную, было необходимо. На руку оказались сильные морозы — рельсы укладывали без обустройства земляной призмы, прямо на промёрзший грунт. А километровый мост через Неву сделали облегчённым, полностью деревянным, вовсю используя несущую способность крепкого льда. Что это был за мост (для многотонных паровозов и вагонов), можно понять по модели. А каково было водить поезда по линии Поляны-Шлиссельбург даёт представление висящая рядом картина.
Если с показом натурных образцов судов в любом музее крайне затруднён, то демонстрация моделей кораблей проблем не вызывает. Не является исключением и музей «Дорога Жизни». Первой в моём рассказе будет модель сторожевого корабля «Пурга». Это был флагманский корабль командующего Ладожской флотилией капитана 1 ранга Бориса Хорошхина (в августе 1941 года он получил звание контр-адмирала). После перевода Хорошхина в октябре на Волгу Ладожскую флотилию возглавил капитан 2 ранга Н.Озаровский.
После Ладоги Хорошхин принял командование Волжской военной флотилией, участвовавшей в обороне Сталинграда. 1 августа 1942 года бронекатер, на котором он находился, подорвался на мине и затонул со всем экипажем. В честь контр-адмирала назвали спущенный на воду в 1943 году тральщик Черноморского флота. Его модель также есть в коллекции музея «Дорога Жизни».
Модель малого охотника за подводными лодками типа МО 1941 года. В Ладожской флотилии было 4 таких корабля.
Модель канонерской лодки «Селемджа». В 1941 году несколько однотипных паровых землевозных шаланд переоборудовали в канонерские лодки, названные именами рек в Амурской области: «Нора», «Бира», «Бурея», «Олёкма» и «Селемджа».
Рядом с военными кораблями работали и гражданские суда, выполнявшие роль транспортов. Например, посыльный пароход «Гарибальди» 1903 года.
Теплоход «Совет», построенный в Ленинграде в 1938 году, использовался на Ладоге в качестве военного транспорта. Из Ленинграда он эвакуировал жителей и раненых, обратно доставлял боеприпасы и пополнение для воинских частей.
Парусно-паровой бот «Сатурн» находился в составе гидрографической службы Краснознамённого Балтийского флота с 1940 года. Разведка трассы прокладки кабелей и трубопровода по дну озера проводилась именно этим судном.
В навигацию 1942 года транспортный флот Ладожского озера получил большое пополнение. Кроме 118 самоходных тендеров,
судостроительными Адмиралтейским и Балтийским, а также заводом имени Жданова было построено 14 барж-блокадок грузоподъёмностью 900 тонн каждая. Секции барж доставляли на берег по суше и собирали на импровизированной верфи в бухте Гольсмана (недалеко от Осиновца).
Ещё одна модель малого охотника за подводными лодками типа МО- IV 1940 года.
А эта модель пограничного сторожевого катера МО-4 1938 года изготовлена личным составом службы погранохраны и подарена Л.И.Брежневу в 1976 году. Интересно, как она попала в музей?
А ещё в музее «Дорога Жизни» можно узнать об истории этих мест. Одно из древнейших русских поселений на Ладоге, Староладожская крепость, существовала уже в первой половине IX века. На снимках — модель рыбопромысловой ладожской соймы.
До Х века крепость была опорным пунктом на торговом пути из Поволжья в Прибалтику, а затем на пути «из варяг в греки». В XI-XV веках здесь был торговый центр Новгородской республики, а с 1478 года эти территории вошли в состав Московской Руси. В 1703 году город и крепость были перенесены Петром I к устью реки Волхов и получили название Новая Ладога. Безопасность плавания в те времена обеспечивали в том числе однопушечные канонерские лодки, модель одной из них представлена в музее.
Небольшая часть экспозиции посвящена трофеям Красной Армии, взятым во время прорыва блокады. Здесь есть образцы немецкой военной формы, стрелкового оружия, боеприпасов и даже однозарядный фугасный огнемёт "Abwehrflammenwerfer-42".
На отдельном стенде модель десантного парома Siebel. Такие паромы немцы использовали при попытке высадки десанта на остров Сухо в 1942 году.
Все экскурсии по музею «Дорога Жизни» заканчиваются обычно у карты Зелёного Пояса Славы. Здесь отмечены все памятные места в Ленинградской области, где установлены памятники защитникам города. Естественно, есть на этой карте и Дорога Жизни, 900 дней бывшая единственной ниточкой, связывавшей осаждённый Ленинград с Большой землёй.
Рядом находится проект памятника, посвящённого героям Ладоги на Дороге Жизни. Проект выполнен студией военных художников имени М.Б.Грекова при участии сотрудников Центрального Военно-Морского музея.
Вечная слава всем, кто отстоял Ленинград! Светлая память отдавшим ради этого жизни…
Первая часть статьи (открытые площадки) здесь.
Вторая часть статьи (павильон крупногабаритных экспонатов) здесь.
Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два