ЗИЛ Синяя Птица отправился на выставку
Ранним утром 12 декабря уникальный спасательный вездеход ЗИЛ 49065 (он же «Синяя птица») закатили на трейлер и отправили на выставку. Отреставрированную компанией «МСЦ №6 АМОЗИЛ» машину в ближайшее время можно будет увидеть в парке Сокольники.
Так как советская космическая программа делала основной упор на использование одноразовых пилотируемых кораблей со спускаемыми аппаратами, приземляющимися в пассивном режиме на парашютах, возникла проблема поиска и эвакуации капсулы с космонавтами из труднодоступных районов в случае отклонения от заданной точки посадки.
В связи с этим СКБ специальных автомобилей ЗИЛ разработало несколько поисково-спасательных комплексов, до сих пор не имеющих мировых аналогов. Первенцем стала ПЭУ (поисково-эвакуационная установка), а в середине 1970-х ЗИЛ начал выпуск вездеходов проекта 490, из-за характерной окраски названных «Синяя птица».
Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой СКБ спецавтомобилей ЗИЛ, выполненной при жизни гениального конструктора В.А.Грачёва. В комплекс входили две колёсные машины — пассажирская и грузовая и шнекороторный вездеход. В задней части грузовой машины располагались погрузочное устройство и площадка для перевозки шнекохода, а у пассажирской модификации находился закрытый пассажирский салон.
Корпуса обеих машин для снижения массы изготавливали из армированного стеклопластика. Летать «Синие птицы» конечно е могли, зато прекрасно плавали. Чтобы свести риск протечек к минимуму, на машинах отказались от боковых дверей. Ну не совсем, а почти. Единственная дверь с проемом, заходящим ниже ватерлинии, находится в задней стенке салона пассажирского вездехода. А вот в кабину водителя можно попасть только через верхние люки, как в танке.
Добраться до них можно только с площадки моторного отсека, расположенной между кабиной и пассажирским салоном. Попасть на нее можно либо по откидным боковым лестницам, либо через откидывающийся вверх люк в передней части салона. Интересно, водители этих машин сдавали экзамен по акробатике?
По твердой и не очень твердой поверхности ЗИЛ Синяя птица передвигалась на шести колесах с независимой торсионной подвеской и регулируемым давлением воздуха в шинах. Поворотными были колеса первой и последней оси, причем механизм поворота задних колес имел систему запаздывания для улучшения маневренности на слабонесущих грунтах.
Движение по воде обеспечивали два гребных винта с индивидуальным приводом и рулевыми лепестками. Хотя самостоятельно летать вездеходы ЗИЛ «Синяя птица» не умели, они прекрасно передвигались по воздуху в грузовых отсеках транспортных самолетов. Именно из-за ограничения внутренних габаритов эксплуатируемых в то время самолётов высоту машин уменьшили насколько это было возможно, а на корпусе смонтировали специальные скобы и проушины для удобства строповки.
Вездеход на снимках представляет собой доработанную версию, созданную в последние годы существования СССР по заказу межведомственной комиссии. Если общее число «Синих птиц» исчисляется несколькими десятками, то для подсчёта модернизированных машин хватит пальцев одной руки. Уникальный вездеход ЗИЛ 49065 полностью отреставрирован и находится в работоспособном состоянии. Увидеть его (и не только) можно будет на открывающейся в ближайшие дни в Сокольниках выставке. Следите за обновлениями на сайте )))
Другие статьи об автомобилях ЗИЛ можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два