Главная » Грузовые, Крупный план

Беспилотный КАМАЗ: козырь в рукаве или деньги на ветер?

14 февраля 2016 Просмотров: 1 899 Комментариев нет

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9044

Беспилотный грузовик мне и моим коллегам был показан во время пресс-тура на КАМАЗ в декабре прошлого года. Эта статья посвящена моим впечатлениям от увиденного.

Первый беспилотный КАМАЗ вышел на испытания весной 2015 года. В роли основного разработчика электронного интеллекта машины выступила российская компания Cognitive Technologies (создана на базе лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН). После первых покатушек и устранения детских болезней машину наконец-то решились показать журналистам. Что же представляет из себя беспилотный КАМАЗ?

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90332015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90302015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90282015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9029

В качестве базы взят полноприводный трехосник КАМАЗ-5350. В салоне установили блоки с электроникой, системы дублирования органов управления и видеокамеры слежения за дорожной обстановкой.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90312015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9032

Лазерные радары и лидары (активные сенсоры, испускающие лучи в сторону цели), а также системы связи, смонтированы снаружи — на бампере и накрышной консоли.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90522015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90392015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_91342015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9135

Для аварийной остановки машины имеются также две красные кнопки — внутренняя на панели приборов и наружная рядом с дверью водителя.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90222015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9137

Для дистанционного управления автомобилем вручную имеется дополнительный аппаратный блок с пультом-джойстиком.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90342015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9060

Пока все системы дистанционного управления импортные, однако в будущем разработчики планируют заменить их на отечественные. Для их производства специально создано СП «КамАвторобот», в задачи которого входит выпуск «интеллектуальных» компонентов для беспилотных автомобилей.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90802015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9082

Разработка систем управления беспилотного КАМАЗА ведется в трех направлениях.

SmartPilot представляет электронного помощника водителю и обеспечивает экстренное торможение в опасных ситуациях, а также адаптивный круиз-контроль.

AirPilot — система дистанционного управления, когда водитель-оператор находится на удалении от автомобиля, видит дорожную обстановку на мониторе, но при этом решения о том или ином маневре принимает именно человек.

И, наконец, RoboPilot дает машине возможность двигаться вообще без водителя. То есть водитель может находиться в кабине, но в качестве статиста, а управление машиной будет происходить на автопилоте.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_91402015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9120

Несмотря на восторг от того, что беспилотный КАМАЗ делает первые уверенные шаги, почти сразу же начинают возникать вопросы. Да, беспилотный грузовик это здорово, но ведь для его движения нужны идеальные дороги с соответствующей разметкой. КАМАЗ обещает довести беспилотник до серийного производства к 2025—2027 году. Возможно, что и доведет. А где ему ездить? Дорожники к этому сроку не то что сделать российские трассы идеальными — привести их в более-менее нормальный вид даже не обещают. Ну и где серийным беспилотным КАМАЗам ездить?

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_91242015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9114

И что тогда получится? Искусственный интеллект автомобиля будет использоваться только для подстраховки настоящего интеллекта водителя? Или для движения в колонне за испускаемыми головной машиной лазерными импульсами? Ага, я уже вижу толпы транспортников, готовых переплачивать немалые деньги за грузовики с интеллектом… Если нужно нарубить дров — зачем топору оптический прицел? Махать-то ведь все равно придется руками.

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_90692015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9072

Впрочем, на КАМАЗе прекрасно осознают туманность перспектив выхода широкими колоннами беспилотных грузовиков на российские трассы. Во всяком случае, во время разговора с разработчиками беспилотного КАМАЗа едва ли не впервые был озвучен еще один вариант применения таких машин — в подразделениях МЧС. В самом деле, при тушении пожаров на сладах взрывчатых веществ, при ликвидации аварий на химических объектах, при работе в зонах радиоактивного заражения умный автомобиль без водителя поможет сохранить самое ценное — человеческую жизнь. И перспективы беспилотника в этом случае перестают быть туманными.

Кстати, опытный беспилотный КАМАЗ из стандартного защитно-зеленого цвета перекрасили в красно-белую «пожарную» ливрею. С чего бы это, а?

2015_kamaz_press-tour_leokuznetsoff_img_9050

Другие статьи о КАМАЗ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.